1990-е годы
В целом в этот период репутация «Моссад» была существенно подорвана рядом ошибок, приведшим к громким скандалам.
В 1991 году сотрудники «Моссад» были арестованы в Никосии при установке подслушивающей аппаратуры в посольстве Ирана. В 1995 году резидент «Моссад» в Москве Реувен Динель был задержан при получении секретных документов (детальных космических фотоснимков арабских стран) от бывших сотрудников ГРУ.
24 марта 1996 года генерал-майор Дани Ятом был назначен новым директором организации. С этого дня имя главы «Моссад» впервые стало известным широкой общественности. Были также рассекречены имена семи директоров «Моссад» за предыдущие 45 лет. Ятом занялся борьбой с терроризмом на палестинских территориях, улучшением технического оснащения и развитием сотрудничества со спецслужбами африканских стран, в частности Заира и ЮАР. Тем не менее, наиболее громкие скандалы произошли именно в период его работы.
В октябре 1997 года была выявлена афера Иегуды Гиля, который долгие годы обманывал «Моссад», подсовывая ему выдуманную информацию от якобы завербованного сирийского генерала. Деньги, выделенные на выплату «генералу», Гиль присваивал.
В феврале 1998 года сотрудника «Моссад» Ицхака Бен-Таля арестовали в Швейцарии при попытке прослушивания иранского представительства в ООН.
В связи с этими скандалами и неудачным покушением на лидера Хамас Халеда Машаля в Иордании в январе 1997 года Дани Ятом ушёл в отставку 24 февраля 1998 года.
С 25 февраля 1998 по 1 октября 2002 должность директора занимал Эфраим Халеви, который до тех пор был агентом «Моссад» и представителем Израиля при Европейском союзе. Халеви планировал реформировать «Моссад» по образцу ЦРУ, разделив всю деятельность службы на три крыла: крыло сбора информации, крыло обработки информации и оперативное крыло. Все управления «Моссад» должны были быть объединены в эти три основных крыла. В соответствии с этим планом были созданы крылья сбора и обработки информации, в то время, как оперативное крыло создано не было.
Халеви был сторонником так называемой «прозрачности» и следил чтобы деятельность «Моссад» должным образом освещалась в СМИ.
XXI век
К концу срока пребывания в должности директора «Моссад» у Халеви возникли разногласия с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном по вопросу стратегии борьбы против палестинского террора. Со 2 октября 2002 года должность руководителя «Моссад» занимает генерал-майор Меир Даган, который ранее служил в армии с Шароном. Халеви при этом занял пост руководителя Совета национальной безопасности.
Меир Даган начал перепрофилирование «Моссад» со сбора информации на прямые акции против исламских фундаменталистов и в первую очередь Ирана.
Он заявил:
«Моссад» - разведка, а не министерство иностранных дел номер два
С этого же времени «Моссад» активизировал операции по уничтожению лидеров террористических организаций.
В 2006 году в «Моссад» открылся музей. По информации газеты «Маарив» отбор экспонатов утверждал лично директор «Моссад». Сам музей засекречен, доступ в него получают сотрудники и ветераны спецслужб, государственные деятели Израиля и некоторые иностранные делегации.
1 июля 2008 года президент Израиля Шимон Перес вручил 8 сотрудникам «Моссад» государственную премию «за успешное выполнение секретной операции исключительной сложности с применением самых передовых технологий, имевшей огромное значение для укрепления безопасности государства Израиль». Имена награждённых и их фотографии засекречены.
В 2010 году Дахи Халфан Тамим, возглавляющий полицию Дубая, заявил корреспонденту местной газеты, что уверен в причастности израильских агентов к убийству Махмуда аль-Макхуха, произошедшему 20 января в отеле. «Моccад стоит за этим убийством», - сказал полицейский начальник. Как уже сообщалось, руководителя ХАМАСа устранила боевая группа в составе 11 человек, въехавших в Дубай с паспортами западных стран и покинувших страну сразу же после теракта. Но не все прошло гладко.
Местные власти изучили данные видеоконтроля в отеле и смогли выяснить личности боевиков, точнее то, что было записано в их паспортах.
Оказалось, что документы были поддельными, а приведенные в них данные принадлежали людям, эмигрировавшим в Израиль из западных стран.
Наиболее известные операции
Известен ряд секретных операций, которые с той или иной степенью достоверности имеют отношение к «Моссад». В некоторых случаях причастность «Моссад» была официально признана правительством Израиля (например, похищение Эйхмана). В других случаях об этом стало известно в результате провала операции и поимки израильских агентов (например, покушение на Халеда Машаля в Аммане). В третьих случаях о причастности израильтян сообщают компетентные источники или же для подобных предположений существуют достаточные основания. Наконец, целый ряд предположений об участии «Моссад» в тех или иных событиях скорее объясняется фантазией авторов или желанием переложить на «Моссад» ответственность за те или иные скандальные события.
Похищение Эйхмана
В 1960 году «Моссад» обнаружил в Аргентине нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана, отвечавшего во время Второй мировой войны за «окончательное решение еврейского вопроса» и непосредственно ответственного за уничтожение миллионов евреев. Опасаясь, что открытое дипломатическое требование выдачи может привести к его очередному исчезновению, «Моссад», с ведома премьер-министра, организовал похищение Эйхмана и его вывоз в Израиль. Операцию лично возглавил директор «Моссад» Иссер Харель.
11 мая 1960 года Эйхман был схвачен группой агентов «Моссад» на улице Буэнос-Айреса, 9 дней содержался под стражей на конспиративной квартире, а 20 мая был вывезен в Израиль самолётом авиакомпании Эль Аль под чужими документами.
Дело Йоселе
В декабре 1959 года 6-летний Йоселе Шумахер, родившийся в светской семье, был похищен с помощью своего религиозного деда из секты «Нетурей карто», отрицающей Государство Израиль и сионизм. Деда посадили в тюрьму, однако это не помогло вернуть мальчика. Год поисков ни к чему не привёл, назревал политический скандал. И весной 1962 года дело Йоселе поручили «Моссад». Иссер Харель поднял на ноги агентов во всём мире, разведка взяла под контроль зарубежную переписку всех членов общины «Нетурей карто». И вот в одном солдатском письме матери, проживавшей в Бельгии, нашли невинную реплику: «Как поживает малыш?». Расследование показало, что ни младших братьев, ни племянников у солдата не имеется.
Мадлен Ферэ (так звали мать солдата) призналась, что это она увезла Йоселе, переодев девочкой, а также сообщила адрес в Нью-Йорке, где ребёнок с тех пор находился. В сентябре 1962 года Йосселе нашли и торжественно доставили в Тель-Авив. Это одна из немногих операций, когда «Моссад» работал на публику.
Операция «Дамоклов меч»
22 июля 1962 года Египет провёл испытания баллистических ракет среднего радиуса действия. «Моссад» получил информацию, что над проектом работает ряд немецких учёных и инженеров. Иссер Харель был уверен, что речь идёт о смертельной угрозе Израилю. Сначала немецкие специалисты стали получать угрожающие письма. Когда эти угрозы не возымели действия - начались теракты. Несколько инженеров погибли при вскрытии полученных по почте посылок со взрывчаткой. Несколько человек просто пропали.
Например, 11 сентября исчез Хейнц Крюг - менеджер мюнхенского филиала компании «Интра» из Штутгарта, которая поставляла в Египет ракетные двигатели.
«Моссад» даже сумел использовать «втёмную» бывшего немецкого диверсанта, оберштурмбанфюрера СС Отто Скорцени, коллеги которого также принимали участие в египетском проекте. В марте 1963 года два израильских агента были арестованы в Швейцарии при попытке вербовки людей, связанных с этим проектом. После этого Израиль начал действовать в открытую и обвинил Египет в создании неконвенционального оружия. Мировое общественное мнение, включая руководство ФРГ поддержало израильтян. Немецкие учёные уехали, программа была свёрнута. Однако, в связи с проведением терактов, против которых возражал премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, ушёл в отставку директор «Моссад» Иссер Харель. Заканчивал операцию уже новый руководитель разведки - генерал Меир Амит.
Операция «Ноев ковчег»
В 1969 году Франция, построившая на своей верфи Амио в Шербуре ракетные катера типа Саар 3 для израильского флота, объявила эмбарго на поставку любых вооружений, не желая осложнения отношений с арабскими странами.
«Моссад» организовал операцию по угону 5 готовых ракетных катеров, которые уже были оплачены Израилем. Для этого была организована подставная фирма «Старбот», которая готова была купить катера якобы для обслуживания нефтяных платформ в Норвегии. Мартин Симм, известный норвежский судовладелец согласился помочь израильтянам и в качестве представителя «Старбот» в Норвегии подписал письмо руководителю французского Комитета по вооружениям при Министерстве обороны генералу Газеллю. Израильтяне и французы подписали соглашение, аннулировавшее договор о поставке катеров в Израиль и «Старбот» смог их приобрести. 24 декабря накануне Рождества в 9-балльный шторм катера вышли из порта и после недельного морского перехода 1 января 1970 года прибыли в Хайфу.
Операция «Гнев Божий»
После теракта на мюнхенской Олимпиаде в сентябре 1972 года «Моссад» получил задание премьер-министра Голды Меир найти и уничтожить всех участников этой акции. Задание было выполнено, хотя в Ливане и Норвегии при этом погибло несколько посторонних лиц, непричастных к терроризму.
Первый из организаторов теракта, Абдель Ваиль Зуайтер, был застрелен 16 октября 1972 года. К июню 1973 года 13 человек из 17, числящихся в списке «Моссад», были убиты. Последний из всех, подлежавших уничтожению, лидер организации «Чёрный сентябрь» Абу Айяд, был убит своими соратниками в 1991 году через 19 лет после мюнхенской акции.
Операции против Ирака
5 апреля 1979 года на складе во Франции взорвались два энергоблока, готовые к отправке в Ирак для строительства ядерного реактора.
Впоследствии Нахум Адмони признался, что «Моссад» проводил спецоперации, которые «задержали осуществление иракской ядерной программы на годы».Однако Ираку удалось достроить реактор «Осирак» к 1981 году.
«Моссад» сумел получить подробную информацию о реакторе и убедиться в его военной направленности. Это позволило Израилю впоследствии принять решение об уничтожении реактора и реализовать его с помощью авианалёта 7 июня 1981 года.
В середине 1980-х годов иракские инженеры под руководством американского физика Джеральда Булла занимались усовершенствованием ракет типа «Скад» советского производства и создания на их базе многоступенчатых систем.
Буллу удалось решить задачу сборки воедино пяти «Скадов» - и таким образом создать работоспособную первую ступень будущего ракетоносителя «Аль-Абейд» (al Abid, «правоверный»). Джеральд Булл в течение нескольких лет работал и над созданием пушки «Вавилон» калибром 1000-мм и длиной ствола 156 м. По замыслу создателя, 9-тонный заряд должен был доставлять 600 кг груза на расстояние до 1000 км, а снаряд с реактивным ускорителем ещё удвоил бы это расстояние. Однако его проекту не суждено было завершиться: в марте 1990 года Джеральд Булл был застрелен в Брюсселе.
Предположительно, в этом деле был замешан «Моссад».
Некоторые арабские СМИ обвиняют «Моссад» в том, что во время американской оккупации Ирака в период с 2003 по 2006 годы его агенты убили несколько сотен иракских учёных, связанных с ядерными, химическими и биологическими разработками, которые предположительно могли представлять угрозу для Израиля если бы начали работать во враждебных Израилю странах.
Операция «Моисей»
В 1984 году «Моссад» осуществил беспрецедентную операцию по тайному вывозу самолётами из Африки нескольких тысяч эфиопских евреев в Израиль.
За несколько месяцев было вывезено по разным данным от 14 до 18 тысяч человек. Операции осуществлялись под прикрытием созданной «Моссад» туристической фирмы на берегу Красного моря. В январе 1985 года сведения об этой деятельности стали просачиваться в печать и операцию пришлось свернуть. Оставшихся в Эфиопии евреев вывозили уже легально, в 1991 году в ходе операции «Соломон», когда ВВС Израиля вывезли из этой страны более 15 тысяч человек всего за 36 часов.
Похищение Вануну
Вануну сообщает о своём похищении сидя в полицейском автобусе: «Vanunu M - was hijacked - in Rome ITL - 30.9.86 - came to Rome - by BA Fly 504»
В 1986 году израильский техник Мордехай Вануну, работавший в израильском ядерном центре в Димоне, выдал всему миру секрет наличия у Израиля ядерного оружия. Вануну удалось сделать многочисленные снимки ядерного центра изнутри и вывезти их за границу. Снимками и рассказом Вануну заинтересовалась лондонская газета Санди Таймс, однако ещё до выхода первого материала Вануну был похищен израильскими спецслужбами. 24 сентября 1986 года агент «Моссад» Черил Бен Тов сумела познакомиться и войти в доверие к Вануну. 30 сентября они вылетели вместе отдохнуть в Рим. В отеле их уже ждали сотрудники «Моссад». Вануну вкололи снотворное и тайно вывезли в Израиль, где он был осуждён на 18 лет тюрьмы.
Ликвидация Абу-Джихада
«Моссад» и другие спецслужбы Израиля регулярно проводят операции по уничтожению лидеров террористических организаций, в том числе за пределами страны. Одной из самых известных операций такого рода стала ликвидация 17 апреля 1988 года в Тунисе военного руководителя ФАТХ Абу-Джихада в совместной операции «Моссад», спецназа «Сайерет Маткаль» и «Шайетет 13»; руководство операцией осуществлял Эхуд Барак. «Моссад» заранее собрал информацию о внутренней планировке дома, где жил Абу-Джихад, о системе его охраны и графике передвижений, а также провёл тренировки на точной копии виллы. В ночь на 17 апреля коммандос высадились на берегу с резиновых лодок. Их ожидала в автомобилях прибывшая ранее (под видом ливанских туристов) группа агентов «Моссад», которые и доставили их к вилле. Четыре группы спецназа окружили виллу, застрелили трёх охранников Абу-Джихада из бесшумных пистолетов и проникли в дом. Абу-Джихад, услышавший шум и схватившийся за оружие, был застрелен на пороге своей спальни, после чего группа удалилась, прихватив бумаги и компьютер террориста. Его жена Умм-Джихад, 16-летняя дочь и 2-летний сын не пострадали. Все участники операции благополучно вернулись на базу.
Покушение на Халеда Машаля
25 января 1997 года в Иордании было совершено неудачное покушение на руководителя террористической организации «Хамас» Халеда Машаля.
Два агента «Моссад» были схвачены после того как прямо на улице Аммана впрыснули Халеду Машалю яд в ухо. Другие два агента укрылись в посольстве Израиля. По требованию иорданских властей Израиль предоставил противоядие и освободил из заключения духовного лидера Хамас Ахмеда Ясина. Взамен агенты были освобождены от наказания и отпущены на родину.
Кроме этого у Израиля возникли дипломатические осложнения с Канадой, поскольку агенты въехали в Иорданию по канадским паспортам. Это покушение стало одним из самых громких провалов «Моссад» за всю историю его деятельности.
Ракетный скандал
«Моссад» настойчиво противодействует поставкам современного оружия в арабские страны. Так, в 2005 году Израилю удалось сорвать планируемую поставку в Сирию российских оперативно-стратегических ракет «Искандер-Э», организовав утечку информации об этой сделке, которая вызвала так называемый «ракетный скандал». В скандал были втянуты четыре государства: Россия, Сирия, Израиль и США. По мнению специалистов, ни одна поставка вооружений из России в арабские государства не ускользает от внимания израильских спецслужб.
Операции против Ирана
В июле 2003 года, при невыясненных обстоятельствах, в результате взрыва в исследовательском центре, погиб ведущий иранский конструктор баллистических ракет Али-Махмуди Миманд. Взрыв произошёл во время тестирования систем для баллистических ракет «Шихаб-3». Неофициально Иран полагает, что к взрыву мог иметь отношение «Моссад».
Есть предположение, что «Моссад» причастен к исчезновению 7 февраля 2007 года в Стамбуле бывшего заместителя министра обороны Ирана и командующего Корпусом стражей исламской революции генерала Али Реза Аскари. Через месяц генерал объявился уже в США, где попросил убежища.
Хотя «Моссад» и не удалось полностью остановить ядерную программу Ирана, однако её реализация была существенно задержана. Как признался Дани Ятом, он встречался по этому поводу с Ельциным, Черномырдиным и Путиным (на тот момент директором ФСБ), но ему не удалось переубедить Россию прекратить ядерное сотрудничество с Ираном. По его мнению, требуя у «Моссад» информацию о якобы несанкционированных поставках ядерных технологий в Иран, российские чиновники скорее пытались выявить источники утечки информации, чем перекрыть каналы поставки.
О саботаже иранской ядерной программы со стороны «Моссад» пишет также Ричард Сэйл в Middle East Times. Он ссылается на мнение ряда экспертов, которые утверждают, что «теперь цель состоит в том, чтобы на максимально долгий срок оттянуть время, когда Иран окажется на грани обладания ядерным оружием» и для этого «Моссад» убивает иранских учёных-ядерщиков, а также создаёт препятствия к получению Ираном ядерных технологий.
В то же время, обсуждая обвинения Израиля со стороны Ирана в убийстве погибшего 12 января 2010 года в Тегеране в результате теракта физика-ядерщика Масуда Али Мохаммеди, Ю. Б. Шегловин из Института Ближнего Востока делает вывод, что Израилю эта операция была невыгодна и вероятнее, что Мохаммеди был убит сотрудниками иранского КСИР в целях предотвратить потенциальную утечку информации о ядерной программе.
Новозеландские паспорта
Один из последних известных провалов «Моссад» связан с попыткой получения новозеландских паспортов. Агенты разведки нуждаются в паспортах нейтральных стран, которые дают им возможность ездить по всему миру, не возбуждая подозрений местной контрразведки.
Помимо известных ранее случаев с канадскими паспортами, в апреле 2004 года два израильтянина Ури Зоше Кельман и Эли Кара были арестованы в Новой Зеландии при попытке незаконного получения паспортов этой страны.
Всего по этому делу проходило 4 человека. Большинство обозревателей уверено, что эти люди - сотрудники «Моссад», хотя ни они сами, ни МИД Израиля этого не признавали. Израильтяне лишь признали свою вину в преступном сговоре для незаконного получения паспортов, за что получили 6 месяцев тюремного заключения.