Вязание - сакральная система передачи информации
О вязании бабушка вообще потрясающие вещи рассказывала!
Например, что существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-ведуньи. Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы. Прялась пряжа (тоже разными способами), это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время. Потом по мере необходимости спряденная нить использовалась для вязки посланий.
Причём для «передачи» чаще использовалась, скажем так - линейная вязка.
А для сохранения (летописаня), поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка.
В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию.
Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги.
В «Линейной вязке» плотность информации была тоже очень высокой.
По сути дела узлы (вязы) это как бы трёхмерные «иероглифы».
Вязы существовали как бы основные (корневые), их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы (подвязки).
Были и специальные (технические) вязы, они облегчали чтение и как бы переводили чтеца на новые «регистры» считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка, ещё какие то, всё не помню.
Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение.
И вообще вязка осуществлялась с помощью родового «Устя».
Усть - этакая палка длинной в локоть и толщиной с руку, она полностью покрыта сложным и глубоко нарезаным орнаментом. Я его сам лично держал в руках с разрешения бабули.
Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу. Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками (перстками) и знаками, а так же в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины устя, там они самые большие (4 штуки с фалангу большого пальца).
Усть у бабули был по её словам из спицы от колесницы, на которой ездили наши Предки в незапамятные времена.
У других Родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта. Родовой Усть, хранят как святыню, обернув в материю. Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями.
С его помощью не только «вяжут» разговор (т.е. записывают, наматывают на усть «нить повествованя»), но и «завязывают» боли, или душевные муки.
Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи. Кстати можно и беду сотворить такой методой…
С помощью Устя и нити можно даже буквально «Вымотать» у человека Душу. А ещё бабуля говорит также использовала его как массажёр от ревматизма.
Связаное на Усте послание, затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат.
Иногда адресат был не один и клубочек обходя Род за Родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть («мотал на ус (Усть)») себе от него.
А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»!
Многие старцы, тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали.
И ещё, бабуля утверждала, что царь (король на её картах) в руках держит не что иное как Усть и клубок!
Которые являются своего рода грамотой, документом, заверяющим народ, что сей князь посажен править с благославленя Ведающих людей и принадлежит белому (славянскому) Роду!
Это объяснение истинной природы символов власти - Скипетра и Державы, для меня вообще удивительны, такой версии я нигде больше не слышал!
И говорила, что вообще письменность простого люда произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи.
Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки.
Так что лично для меня такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной".
Белояръ