А вы слыхали о Параимос?
(о массовом убийстве цыган нацистами во время Второй Мировой войны)
О Холокосте- массовом убийстве евреев нацистами во время Второй Мировой войны, знает сегодня в мире каждый школьник. Ну или по крайней мере, если не знает, то хотя бы слышал. А что означает «Параимос»? А «Самударипен»? А про «Кали Траш» кто-нибудь слышал? Между тем, термины эти обозначают то же самое, что и Холокост. Только не евреев, а цыган, которых нацисты и их пособники убивали точно так же.
И если Холокост евреев изучается в научно-исследовательских центрах, на эту тему написаны и изданы тысячи томов научной и художественной литературы, отсняты многие километры документальных и художественных кинолент, то о Холокосте (Этот термин переводится как истреблении рода) цыган, упоминаний не много.
Для холокоста цыган не нашлось места ни в иерусалимском мемориале Яд Вашем- ни в аналогичном учреждении в Нью-Йорке- двух крупнейших исследовательских центрах занятых изучением Катастрофы европейского еврейства. О цыганах привычно забывают ораторы на торжественных церемониях, когда с высоких трибун заявляют о том, что нацисты убивали по этническому принципу только евреев, хотя судьба цыган в оккупированных нацистами странах была точно такой же.
Термин Холокост уже давно и привычно подразумевает только евреев. О цыганах в этой связи редко кто вспоминает. Они как-будто не в счет. Жертв нацистского геноцида как-будто поделили на первосортных и второсортных, на своих и чужих.
Вот уже шестьдесят лет Германия выплачивает компенсации Израилю за те жертвы, которые понес еврейский народ во время Второй Мировой войны.
А что касается цыган…
Это было в 1980 году. Представители цыганской общины в городе Дахау обратились к местному муниципалитету с просьбой разрешить им открыть свой культурный центр. Власти города ответили на просьбу цыган энергичным и решительным отказом.
Свой отказ власти Дахау мотивировали тем, что «местные жители и так достаточно страдают от печальных ассоциаций, связанных с их городом, и наличие подобного центра может лишь ещё более усилить это негативное восприятие».
Этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу терпения местных цыган. Старики, выжившие в нацистских концлагерях, и молодёжь, объявили голодную забастовку, чтобы привлечь внимание общественности к своим требованиям. Провести голодовку протеста цыгане намеревались прямо в мемориальном комплексе Дахау.
Власти города пригрозили участникам голодного протеста арестом и тюремным заключением сроком на один год, если те осмелятся прийти в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря.
Но люди не побоялись и пришли.
- Убирайтесь, вы нарушаете покой мёртвых! Это священное место! - кричали им охранники.
- Если кто-то имеет моральное право находиться здесь, то прежде всего мы, выжившие жертвы, - с достоинством ответил им старик, бывший узник концентрационного лагеря.
Их было всего двести человек, объявивших в эти первые пасхальные дни уже далёкого от нас сегодня тысяча девятьсот восьмидесятого года голодовку протеста прямо на территории мемориального комплекса Дахау. Все они были цыгане.
Правительства, СМИ, правозащитники оставили это событие без внимания: все они, видимо, в это время были озабочены нарушением свободы слова и отсутствием демократии в СССР. Вероятно, по этой же причине крайней занятости, правозащитники, боровшиеся за демократию, не заметили миллионов убитых и искалеченных вьетнамцев, пропавших без вести или зверски убитых сальвадорцев, аргентинцев, чилийцев или вырезаемых под корень в те годы индейцев Гватемалы. Где уж им было вспомнить о цыганах, чудом уцелевших в нацистском аду… Но это так, к слову…
Цыгане - это народ, который убивали дважды в течении одного века. Сначала в нацистских концлагерях, в гетто и просто расстреливая вместе с евреями и советскими военнопленными, как например, в Бабьем Яру. А второй раз - после войны, когда замалчивалась правда и уничтожалась сама память о трагической истории этого народа.
В материалах Нюрнбергского процесса мы можем найти отдельную секцию, посвящённую массовому уничтожению евреев. Но мы не найдём такой же секции, посвящённой геноциду цыган, которых нацисты уничтожали точно так же, как и евреев.
Более того, главных виновников Холокоста цыган, в частности, тех, кто подводил псевдонаучную базу под этот геноцид, суд ФРГ… оправдал, несмотря на проведённую в ФРГ денацификацию.
Роберт Риттер - дипломированный психиатр и главный нацистский эксперт по «цыганскому вопросу» в Третьем Рейхе - занимал при Гитлере сначала должность директора специально созданной «Исследовательской станции по евгенике и биологической популяции» при имперском отделе Здоровья и Санитарии, а с 1941 года возглавлял Институт криминальной биологии (название говорит само за себя) в главном отделе имперской безопасности Третьего Рейха. Он продолжил свою карьеру и после краха нацистского режима, правда, уже в гораздо более скромном статусе.
Псевдонаучные исследования Риттера и его помощников послужили обоснованием для уничтожения цыган по всей Европе. Выжившие жертвы Параимос пытались привлечь Риттера к судебной ответственности, но суд во Франкфурте оправдал нацистского пособника «за недостатком улик».
Риттер как ни в чём ни бывало продолжал трудиться психологом при муниципалитете Франкфурта уже в демократической ФРГ до самой своей смерти в 1950 году. По одной версии он покончил собой, а по другой - умер от высокого артериального давления, видимо, переволновавшись во время суда.
Сухими из воды вышли и помощники Риттера - Ева Жустин (Eva Justin), Адольф Вюрц (Adolf Wurth) и Софи Ерхардт (Sophie Ehrhardt). Все они сделали в ФРГ административную и научную карьеру. С ними здоровались, с ними вместе работали другие люди, у них наверняка были друзья и приятели. И, вероятно, никому из друзей, приятелей или сотрудников не мешало прошлое этих людей, как не мешало оно и правительству ФРГ.
В оправдании нацистских пособников, пусть и со скользкой формулировкой «за недостатком улик», нет ничего удивительного, поскольку послевоенные власти Германии постановили, что все принятые против цыган законы и постановления до 1943 года являются… легитимными, поскольку были обусловлены не политикой, основанной на расовых предрассудках, а касались уголовных элементов. Иными словами, депортация всех цыган из Германии и Австрии в лагеря уничтожения на территории Восточной Европы, с точки зрения законодателей демократической Германии, были легитимными, как и объявление целого народа криминальным, правда, если эти постановления, приказы и собственно депортации были приняты или осуществлены до 1943 года.
Кстати, приказ о тотальной депортации германских и австрийских цыган в лагеря смерти отдал не кто иной, как
Сама же подготовка к депортации цыган в концентрационные лагеря началась ещё в 1934 году. Первые депортации нацисты осуществили в 1936 году, когда несколько сот цыган были отправлены в концентрационный лагерь Дахау по приказу Гимлера.
К слову сказать, антицыганские законы в Германии были приняты ещё до Гитлера. С апреля 1928 года цыгане находились под постоянным надзором полиции, независимо от рода своих занятий. Пояснять, что подобная практика является грубейшим нарушением гражданских прав и свобод, я думаю, не имеет смысла.
Германия не одинока в своём отношении и практике по отношению к цыганам. Сходное отношение к цыганам-жертвам нацистского геноцида существует во многих странах просвещённой Европы.
Концлагерь Леты (по названию чешской деревни) просуществовал с 1939 по 1943 год. Планировавшийся властями марионеточного режима как трудовой лагерь для уголовников, Леты в конце концов был превращён нацистами и их пособниками в концентрационный лагерь для цыган. Большинство его узников не дожили до 1943 года, когда лагерь был ликвидирован. Они умерли от голода, нехватки тёплой одежды, тяжёлого физического труда, побоев и издевательств администрации лагеря. Выживших в 1943 году депортировали в Освенцим или другой концлагерь для цыган - Ходонин, в Моравии. После войны, администрация обоих лагерей либо вообще не понесла никакого наказания, либо отделалась условными сроками.
Комендант лагеря Леты Яновски (Janovsky) был оправдан, несмотря на показания охранников и бывших узников. Охранники Жозеф Хайдук и Жозеф Луначек обвинялись в пытках и убийствах заключённых, но первый был оправдан, а второй отделался условным сроком, поскольку судьи не поверили показаниям бывших узников по той причине, что… у них было криминальное прошлое.
Восприятие цыган как народа уголовников до сих пор является не только распространённым стереотипом, но, как следует из послевоенной истории, послужило вполне легитимным предлогом для оправдания нацистских убийц и их пособников, если, разумеется, речь шла о пытках и убийствах цыган. Не раз оправданием зверств по отношению к заключённым служила «необходимость, поскольку речь шла об опасных уголовниках» (это уже Википедия).
Против коменданта лагеря в Ходонин, где условия были точно такие же, как и в концлагере Леты, вообще не было выдвинуто никаких официальных обвинений.
Сегодня на месте концлагеря Леты находится свиноферма. А там, где находился концлагерь Ходонин, теперь гостиница для туристов.
Цыганская община Чехии не раз обращалась и к чешскому правительству, и к Европарламенту с требованием перенести свиноферму с территории бывшего концлагеря в Леты. Европарламент даже принял специальное постановление по этому поводу, но потом оказалось, что денег для переноса свинофермы в другое место ни у чехов, ни у Евросоюза нет. Видимо, всё ушло на войну в Ираке, Ливии и теперь вот в Сирии. Госдеп, ау! Вы же там всегда так болеете за права человека!..
Короче говоря, и свиноферма, и гостиница сегодня на своих прежних местах: на костях убиенных нацистами цыган.
Году в 2005 группа цыган установила памятный знак в память об узниках концлагеря недалеко от Леты. Но этот знак, попросту камень был очень быстро снесён местными властями.
Нельзя сказать, что Геноцид цыган забыт абсолютно всеми.
В 1982 году канцлер ФРГ Герхард Шрёдер наконец-то признал геноцид цыган. Его преемник Гельмут Коль подтвердил заявление своего предшественника. Цыгане- жертвы нацистского геноцида наконец получили право на компенсации от федерального правительства. Правда, к тому времени их осталось уже не много…
О Параимос были написаны книги и сняты фильмы, в частности, Паулем Полански была написана книга «Чёрная тишина». Но осталось недоверие к свидетельствам жертв нацистских преследований, пренебрежение к памяти жертв Параимос, как например в чешском Леты или Ходовин. Никто не преследует нацистских убийц и их пособников, убивавших цыган так же, как это происходит в случае с жертвами Холокоста евреев.
Остались в ходу расистские издевательские формулировки, обосновывавшие в прошлом преследования цыган как необходимость борьбы с криминалом. К слову сказать, аналогичные формулировки использовались нацистскими пропагандистами и против евреев, утверждавших, что криминалом Германия обязана целиком и полностью евреям (наряду с цыганами).
Ошибочно и крайне опасно полагать, что проблема справедливости в деле о геноциде цыган является исключительно проблемой только самих цыган. Можно сколько угодно говорить о культе Шоа (массового уничтожения евреев нацистами), но невозможно отрицать тот факт, что память о Шоа создаёт моральный и юридический барьер, цель которого - не допустить повторения геноцида не только в отношении евреев, но и любого другого народа или человеческой общности. Ведь от подобной участи не застрахован никто: геноциды в Гватемале, Руанде и Дарфуре (и это лишь отдельные примеры) тому подтверждение. Факт массового уничтожения евреев признан сегодня, в той или иной степени, в большинстве стран мира, и это признание является барьером на пути реабилитации и глорификации нацизма.
Те, кто сегодня пытаются отрицать Катастрофу европейского еврейства, ведая или не ведая, тем самым открывают дорогу для реабилитации, а возможно, и глорификации нацизма.
То же самое и с непризнанием геноцида цыган. Непризнание Параимос открывает широкую дорогу для реабилитации нацизма, а вместе с ним - и для новых геноцидов.
И еще. Я часто задаюсь вопросом о том, почему сами евреи, подвергавшиеся таким страданиям и гонениям на протяжении всей своей истории, не вспомнят о страданиях другого народа, с которым они вместе прошли через весь ад нацистского террора? Ведь логично было бы предположить, что евреям как народу, который так много пережил на протяжении своей долгой и во многом трагичной истории, свойственно большее сострадание к беде других людей.
Но увы, у нас своя большая трагедия, мы ревностно охраняем ее уникальность и нам не до чужих бед. Едва ли кому-то из израильских школьников известно о Параимосе, ведь тема цыганского Холокоста не изучается в рамках школьной программы израильских школ.
Признание геноцида армян наши парламентарии увязывают с дипломатическими последствиями для нашей страны. Попросту говоря, опасаются осложнить таким образом отношения с Турцией. Конечно последствия со счетов не сбросишь, но что сказали бы те же парламентарии, если бы признание Катастрофы европейского еврейства, их коллеги из какой-нибудь другой страны, увязывали с теми или иными выгодами для своего государства?
И вот еще один момент: сегодня в Израиле находятся тысячи людей из Африки и Азии, которые ищут здесь убежища от войн, голода и преследований у себя на Родине.
Правительство Израиля очень обеспокоено тем, как защитить себя от… беженцев. Именно с этой целью на правительственном уровне было принято решение о строительстве специального забора на границе с Египтом, а израильский парламент ужесточил наказание для нелегалов ищущих убежища в Израиле.
Как жаль, что принимая подобные решения, правительство и парламентарии в Израиле напрочь забывают то, что обычно говорят на торжественных церемониях посвященных памяти жертв Холокоста: о том, как весь мир оставался равнодушным к судьбе евреев, искавших убежища в других странах от нацистских преследований во время Второй Мировой Войны. Чем тогда мы лучше тех, кого обвиняем в равнодушии по отношению к евреям?
До сих пор человечество осудило одни геноциды и оставило без внимания другие. Не это ли та самая причина, из-за которой геноциды являются столь частыми гостями в истории человечества?
Похоже, человечество так и не поднялось выше семейных и национальных ценностей, так и не доросло до того, чтобы юридически определить и осудить раз и навсегда убийство человека человеком.
Мы, люди, по-прежнему остаёмся ребёнком со спичками в руках. Таково, по крайней мере, мое видение. И если я ошибаюсь, то очень этому рад.
Для написания данного текста использованы материалы «THE ROMANI ARCHIVES AND DOCUMENTATION CENTER».
Влад Ривлин