Блондинка - это не цвет волос и даже не способ мышления, сегодня это один из самых коммерчески успешных трендов.

Красивая, но глупая. Или: глупая, но красивая. В зависимости от конкретной ситуации и личных предпочтений акценты можно расставлять по-разному.

Суть от этого не меняется: образ блондинки в современной интерпретации неразрывно связан с непроходимой тупостью. Это сказочный Иванушка-дурачок, анекдотические Петька, Василий Иванович и чукча в одном - обязательно миловидном - лице. Но, несмотря на свой комический ореол, образ тупой блондинки оказался очень успешным в реальной жизни. Именно его без зазрения совести и всякого стеснения эксплуатируют всем известные героини таблоидов вроде Пэрис Хилтон или Ксении Собчак, и этот имидж приносит им огромные дивиденды. А менее известные и менее удачливые сгорают от зависти, бегут в парикмахерскую осветлять волосы или покупают в утешение очередное нечто розовое и блестящее. Благо, недостатка в подобных товарах и услугах нет: уловив модную тенденцию, производители поставили тиражирование образа на поток.

Джентльмены предпочитают?

Как ни крути, никаких научных объяснений сексуальной притягательности обладательниц светлых волос нет и быть не может, что бы ни писали «британские ученые» о повышенном уровне эстрогена, антропологических конкурентных преимуществах и прочих «отличительных особенностях» блондинок, которые якобы априори делают их секс-символами. И, тем не менее, типаж соблазнительной белокурой красотки имеет такую мощную поддержку в лице Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Брижит Бардо, Памелы Андерсон, Мадонны и несметного количества девочек-фотомоделей, что утверждение «джентльмены предпочитают блондинок» уже не нуждается в доказательствах и давно перешло в ранг мифа, который пестует обслуживающая его огромная индустрия, начиная от производителей краски для волос и заканчивая массмедиа.

Как порождение всякого мифа, блондинка - это удобный для подражания модный образ, практически готовый шаблон с набором заданных качеств. Причем эффективность типажа очень высока в тех областях, где есть ориентация на массовую аудиторию и где широко востребовано шаблонное восприятие - прежде всего поп-культуре и модельном бизнесе. Тут блондинки просто непобедимы вне зависимости от времени года и текущих прогнозов стилистов. Неслучайно, по статистике модельных агентств Premier и Storm, во время кризиса в 2009 г. наибольшим спросом пользовались именно блондинки. Подобное явление, кстати, наблюдалось и во время Великой депрессии, когда лучшие женские роли в Голливуде доставались обладательницам белокурой шевелюры. Директор агентства Premier Model Management Кэрол Уайт объясняет это тем, что во время экономического спада клиенты не хотят рисковать и выбирают беспроигрышный вариант, а блондинка - как раз та формула, которая лучше всего работает. Сара Доукас, основатель Storm, также считает, что шансы у светловолосых моделей практически всегда выше, а в трудное время особенно, так как они подсознательно ассоциируются с позитивом, честностью и доверием - всем тем, чего так не хватает людям. Действительно, шаблонные ассоциации, связанные с блондинкой, которые эксплуатирует масскультура, - детство, невинность, нежность, беззащитность, уязвимость. («Это самые лучшие жертвы», - считал Альфред Хичкок, добавляя как истинный художник, что пятна крови им удивительно к лицу.) Из детской темы как раз и вытекает пресловутая глупость, свойственная блондинкам по законам жанра. Но популярность типажа эти качества отнюдь не уменьшают, скорее наоборот. Ведь главный козырь белокурого персонажа - особая разновидность сексапильности, которая определяется как раз не уровнем IQ, а степенью наивности, граничащей со скудоумием. Собственно говоря, интеллект никогда и не был сильной стороной образа, достаточно вспомнить хрестоматийную блондинку Душечку в исполнении Мэрилин Монро («В джазе только девушки»). Несмотря на эротическую составляющую, образ всецело комедийный. Поэтому эволюция типажа из томной секс-дивы в анекдотическую смазливую дурочку вполне закономерна. Это своего рода упрощенная версия классического образа с сохранением его ключевых признаков: светловолосая, миловидная, глуповатая. И данный минимум уже гарантирует эротические коннотации благодаря мощной традиции.

Блонд-мистификация

Конечно, есть исключения. Есть Шэрон Стоун с ее эйнштейновским IQ, есть хваткая и цепкая Хиллари Клинтон и много других белокурых красавиц, не страдающих недостатком ума. И некоторым из них, самым сознательным и принципиальным, даже обидно за блондинок как класс. «Мы вовсе не глупые, нам надоело, что всех женщин со светлыми волосами поголовно считают бимбо», - с таким заявлением в мае 2001 г. выступили американские юристы-блондинки и организовали сообщество The Blond Legal Defense Club, которое поставило своей целью ни много ни мало остановить распространение предрассудка, что блондинки (как натуральные, так и крашеные) - тупые. По мнению юристов, блондинки испытывают настоящую дискриминацию из-за цвета волос как в личной жизни, так и на работе. Бороться за права «несчастных» предполагалось с помощью публичных акций, одной из них должен был стать Национальный день блондинок, который хотели отмечать 9 июля. Для этих целей даже создали специальный сайт (ныне не существует). Ближе к заветной дате выяснилось, что само сообщество и шумиха вокруг него были частью продуманной PR-кампании нового фильма студии Metro Goldwyn Mayer «Блондинка в законе» с Риз Уизерспун в главной роли. И день блондинок был приурочен именно к выходу ленты в американский прокат.

Мистификация MGM забылась, но идея посвятить блондинкам отдельный день в году оказалась очень живучей. Так, до сих пор многие массмедиа предлагают светловолосым девушкам отпраздновать несуществующий Всемирный день блондинок. Причем даты называются разные - 9 июля, 30 июня, 31 мая. Последняя дата возникла благодаря россиянам, которые в 2006 г. учредили собственную премию, посвященную блондинкам, - «Бриллиантовую шпильку». Найдя лучших в политике, бизнесе, на ТВ-экране, сцене и спорте, не забыли организаторы и о просто девицах-красавицах с белокурой шевелюрой, учредив для них специальные номинации: «Жены-блондинки», «Заслуженные блондинки», «Династии блондинок». В кризисном 2009 г. премия прекратила свое существование. Зато идею подхватили латыши, решившие с помощью блондинок отвлечь внимание от финансового кризиса, который крепко ударил по Латвии. 31 мая 2009 г. в Риге состоялся первый парад блондинок под лозунгом Go Blonde, в котором принимали участие около тысячи девушек. Белые и розовые мини-юбочки, рюшики, оборочки, бантики, высокие каблуки, сумочки со стразами - все было выдержано в характерном стиле. Для пущего соответствия образу некоторые даже пришли с маленькими собачками на поводке. В этом году акция повторилась. Организатор мероприятия, президент Латвийской ассоциации блондинок Марика Гедерте (в прошлом Mrs. Universe 2008), считает, что блондинки в Латвии - это «уникальный тренд», на котором государство может зарабатывать деньги, привлекая туристов, например, с помощью парада. «В скором будущем наш парад обретет не меньшую популярность, чем бразильский или итальянский карнавалы», - уверена Марика. Ассоциация даже подала заявку в ЮНЕСКО, предложив сделать 31 мая Всемирным днем блондинок. Но пока серьезные мужи от культуры и науки не сочли белокурых дам достойными официального праздника.

Индустрия гламура

По всем своим характеристикам типаж блондинки - яркое воплощение гламура как одного из самых влиятельных трендов сегодня. Несмотря на пренебрежительно-снисходительное отношение к нему в интеллектуальной среде, продается он на ура. И причина кроется в том, что гламур использует наиболее успешную на сегодняшнем рынке формулу воздействия на потребителя: он не убеждает, а очаровывает. По мнению российского социолога и философа Дмитрия Иванова, теоретика глэм-капитализма, «гламур - это не выражение глупости потребителей, стремящихся ко всему блестящему. Гламур - это рациональность тех людей, которые в условиях интенсивного настоящего хотят добиваться успеха - быстрого и максимального». И карикатурный образ блондинки - один из способов достижения такого успеха. С одной стороны, он в очень простой и понятной, почти грубой форме воплощает массовые представления о легкой, красивой, роскошной жизни, создавая положительные эмоции у потребителя. Причем для достижения эффекта неважно, настоящая это роскошь или дешевая подделка.

Бриллианты и стразы в данном случае являются почти синонимами. С другой стороны, яркий и броский типаж блондинки помогает выделиться в череде более блеклых lifestyle-имиджей. «Розовый цвет - это новый черный. Сейчас это знак шика, элегантности, роскоши», - так производители «Клавиатуры для блондинок» объясняют, почему они выбрали радикально розовый. И уверены, что кнопки c альтернативными надписями Oops! (backspace), Eraser (вместо Delete), No! (вместо Esc), Yes! I want it! (вместо Enter), The big one (на месте пробела) и т. д. придутся по душе не только блондинкам. А под привлекательностью розового цвета подпишутся даже мужчины, и первым из них будет, несомненно, дизайнер Карим Рашид.

Что же касается пресловутой глупости блондинки как персонажа, то она вовсе не мешает коммерческой успешности этого lifestyle-имиджа, напротив, это очень выгодная стратегия, которая помогает добиваться успеха, затрачивая минимум усилий. Например, для «самой блондинистой» Пэрис Хилтон достаточно появиться на какой-либо званой вечеринке, чтобы получить за данную «услугу» от 50 тыс. до 160 тыс. за полчаса. Более того, по информации New York Magazine, за свой короткий визит на открытие бутика Киры Пластининой, молодого российского дизайнера, Пэрис и вовсе заработала 2 млн.

Одним словом, блондинки вовсю используют свой имидж. «Это же так здорово, что мы можем делать ошибки, пользуясь тем, что нас считают глупыми! - делится секретами блондинка Марика Гедерте. - На самом деле мы не глупые, мы очень хитрые. Когда я оформляла в полиции документы на проведение парада, я так и сказала: „Извините, я блондинка, я не все понимаю“. И мне во всем помогли, все сами заполнили и ни к чему не придирались».