Есть в современном языке термины и выражения, которые введены в оборот нарочно, для запудривания мозгов.
Таковы словосочетания «средний класс» и «социальные лифты».
Никакого среднего класса в природе не бывает, как не бывает среднего пола. Бывает класс, владеющий средствами производства - класс буржуазии, и класс, не владеющий средствами производства - класс трудящихся.
Для буржуазной пропаганды «средний класс» - что-то среднее между рыбой и мясом, субъективная категория, описывающая степень зажиточности, количество брюшного жира. По-русски это всегда называлось мещанством и было скорее нравственной категорией, нежели социальной характеристикой.
Но вот нам сунули в зубы красивую формулу. Носимся с ней, как собака с палкой. «Средний класс» - некий промежуточный класс, «поднимающийся по жизни», не самый низкий, но еще и не вполне процветающий. Класс, которому еще не классно, но уже и не тошно. Класс, который перемещается с этажа на этаж (ведь наше общество - офис, корпорация, пирамида, а как иначе?) с помощью «социальных лифтов» - еще одного идиотского фразеологизма. Класс, про который так ладно поют лучшие выразители его классовых интересов, Настя и Потап:
.
- Все пучком, а у нас все пучком, Там, где прямо не пролезем,
Мы пройдем бочком.
.
Разумеется, «социальный лифт» - на то и лифт, что в него надо протискиваться, работать локтями. Кроме того, у каждого лифта есть измеряемая грузоподъемность. Кому-то, а точнее сказать, большинству, наверх - всё равно пешкодралом.
Однако сама мечта, сама мысль о том, что вот-вот, за поворотом появится шанс отпихнуть соседа и со свистом проскочить пару пролетов - да, она оказывает седативный, умиротворяющий эффект. Без работающих лифтов каждая принцесса превращается в Золушку, голова - в тыкву, а средний класс - в тот класс, которым он, собственно, и является: класс наемных рабочих.
.
Вот почему класс, придумавший всю эту игру слов, так беспокоится о состоянии лифтового хозяйства. Если в социальных лифтах начинают справлять нужду, обитатели дорогих пентхаусов нервничают. Это не только отравляет атмосферу в здании, но и рушит имеющийся в каждой привилегированной голове план эвакуации при пожаре.