В середине прошлого века на службу человечеству пришел атом. Он не сразу стал мирным, сперва его мощь использовалась военными для атаки на Японию. Впервые мир узнал не только о разрушительной силе атомной бомбе, но и о радиации. Трагедия в Чернобыле снова подняла эту тему. Люди стали опасаться радиации. Ведь ее невозможно увидеть, почувствовать запах или вкус.
Последствия же воздействия радиации могут быть смертельными. Оказывается, каждый из нас ежегодно получает дозу облучения, за счет работы оборудования, да и из самой природы. Техногенное облучение может проявиться в воздействии радионуклидных источников, содержащих стронций, цезий, кобальт. Эти вещества постоянно «фонят», их нельзя отключить.
Наибольшей проникающей способностью обладает гамма-излучение. Генерировать излучение могут и специальные приборы во включенном состоянии, но самого активного вещества в них нет. Рядом с рентгеновским аппаратом можно находиться, если он не работает.
В России власти тщательно изучают источники облучения граждан, в каждом регионе мониторятся предприятия и территории. Однако люди все равно опасаются радиации, подозревая повсюду вокруг ее источники. Именно поэтому с мифами об этом явлении и надо бороться.
Людей облучают атомные станции и промышленные предприятия. В любом крупном городе можно найти несколько сотен организаций, пользующихся техногенными источниками излучения. Однако общий их вклад в суммарное облучение, получаемое обычным человеком - всего 0,02−0,04%. Показатели облучения в крупных городах мало чем отличаются от средних по стране. Аналогичная картина наблюдается там, где работают атомные станции. Те самые сотые доли процента от общего объема - лучший ответ организациям, которые считают соседство с атомной станцией губительным для людей. Та система, которая работает, позволяет населению получать минимальные уровни облучения, в том числе и при вводе в эксплуатацию новых объектов. Предприятия заинтересованы в своей радиационной безопасности, ведь этот вопрос находится под строгим контролем контролирующих органов.
Аварии на АЭС и испытания ядерного оружия привели к тому, что радиация загрязнила всю Землю. В ходе испытания ядерного оружия или аварий на атомных станциях в природу действительно попадают радиоактивные вещества. И они продолжают циркулировать там. Эксперты называют это глобальными выпадениями, но на их долю приходится всего 0,2% от общего излучения среднестатистического россиянина. И специальные комиссии следят за тем, чтобы этот показатель оставался прежним. Если цифра неожиданно возрастает, то это может говорить о какой-то аварии, которая где-то произошла и о которой никто еще не знает. Но показатель в целом остается устойчивым. Например, авария на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году практически не повлияла на общий радиационный фон.
От флюорографии и рентгена больше вреда, чем пользы. Не секрет, что около 15% от общей своей дозы излучения россияне получают во время медицинских обследований. Речь идет о таких знакомых нам процедурах, как рентген и флюорография. Но нет норм для медицинского облучения. Установленный показатель в 1 миллизиверт в год имеет отношение только лишь к флюорографии. А рентген будут делать столько раз, сколько потребуется в целях лечения. Если человек будет неоднократно ломать конечности, то необходимость постоянно проводить исследования будет превалировать над вредностью излучения.
В больницах излучают неодинаково. Каждый год российские больницы подают данные о тех дозах облучения, которые получают пациенты. Совсем недавно для каждого вида диагностики существовали средние по стране значения. Врачу оставалось только умножить их на число проведенных исследований. Сейчас подход несколько изменился. Практически везде уже проводится инструментальный контроль доз. На том же рентгеновском аппарате есть клинический дозиметр, который определяет полученную пациенту во время исследования дозу. Постепенно стало ясно, что нет смысла пользоваться средними по стране значениями. Ведь в одной и той же процедуре может генерироваться разный уровень облучения. Оно зависит от модели рентгеновского аппарата и его типа, а также возраста человека, строения его тела. Сейчас наблюдатели могут сравнивать те уровни облучения, которые присутствуют в разных медицинских организациях. В результате есть возможность определить, где же формируются самые большие дозы. Так становится понятным, какое оборудование надо менять в первую очередь. Но эти выводы носят рекомендательный характер, а не приказной. Бывает, что даже на одинаковом оборудовании, но в разных учреждениях, пациенты получают разные дозы облучения. Это может быть связано с квалификацией обслуживающего персонала. От оборудования зависит далеко не все, существует около десятка факторов, которые могут помочь снизить дозу облучения. Но в службе лучевой диагностики кадровый вопрос самый важный. Если за установкой не будет находиться квалифицированный рентгенолог или медицинский физик, то оборудование превратится мало того, что в кучу дорогостоящего железа, так еще может оказаться опасным для здоровья.
После проведения рентгена надо выпить красное вино или хотя бы съесть яблоко. Это утверждение является мифом, ничем не обоснованным. Специалисты считают, что гораздо важнее в свое время отказаться от курения и заняться спортом. Тогда и для здоровья будет меньше риска получить неблагоприятные заболевания. Даже опасность заболеть раком снизится, а рентген будет не страшен и без яблок или вина.
Люди живут в радиоактивной среде. Из общей дозы излучения 85% приходится на природную радиацию, причем ее часть формируется с помощью космического излучения. И спрятаться от этого невозможно, даже если ходить с зонтиком из свинца. Но самая большая доза радиации попадает к человеку внутри его же собственного жилища. Дело в том, что дома строят из песка, щебня и цемента, которые сами по себе являются природными радионуклидами. Неслучайно законодательство разделяет эти стройматериалы по классам, учитывая их радиоактивные свойства. Так, при строительстве жилых домов используется только щебень первого класса, второй класс задействуется при возведении производственных зданий и дорог в городской черте. Самый же радиоактивный, третий класс, используется для строительства дорог за городом. Перед тем, как дом сдается в эксплуатацию, проверка выясняет, насколько безопасные материалы использовались при строительстве.
Гранитные набережные опасны для здоровья. Во многих приморских городах или городах с реками существуют красивые гранитные набережные. Однако считается, что такое скопление гранита небезопасно для здоровья. Такое утверждение - миф. Даже если каждый день гулять по такой набережной, доза полученной радиации будет куда меньше той, что мы получаем в своем же доме, даже построенном на основе качественных стройматериалов.
Радиация может попасть в организм с едой. Радиация действительно может проникать в наш организм вместе с продуктами. Но чаще всего путь такой «зараженной» еде в города закрыт. Поступающая продукция всегда проходит радиационный контроль. Он действует и на таможне, и в виде внеплановых проверок торговых сетей. Если есть опасения в качестве еде, то тут же осуществляется ее проверка. Бывает, что радионуклиды обнаруживают в овощах или фруктах, когда производитель игнорирует проведение радиационного контроля.
Грибы и ягоды рядом с АЭС лучше не собирать. Не стоит отказывать себе в радостях собирать лесные дары, пусть даже неподалеку и работает АЭС. Роспотребнадзор даже дает возможность бесплатно проверить те же грибы на содержание радионуклидов. Например, в Санкт-Петербурге, рядом с которым работает АЭС, за два года грибы с повышенной радиацией были выявлены лишь один раз, да и то - прибыли они из Беларуси.
Наши бытовые приборы излучают радиацию. В современной квартире опасными в плане радиации могут быть разве что наручные или настольные часы, выпущенные советскими предприятиями в конце 1960-х. Тогда в промышленности использовались светосоставы, в чью основу входил небезопасный радий. Иногда при обследовании жилищ именно эти предметы и «фонят» больше всего. Если в доме найдены такие опасные настольные или наручные часы, то лучше будет сдать их в специальные мобильные пункты приема опасных отходов. У некоторых в закромах могут обнаружиться радиоактивные компасы, шкалы с военной техники или манометры, а также другие приборы. На них тоже до 1970 года наносились светосоставы на основе радия. Захоронение радиоактивных отходов в обычных местах запрещено, а чтобы такие предметы не попадали на обычные свалки, каждая машина проходит через радиационный контроль. «Фонящие» предметы необходимо отправлять на переработку на спецкомбинаты.
Государство скрывает правду о радиации. Мифу способствовали события в Чернобыле, когда власти скрывали всю правду о масштабах катастрофы. Теперь люди постоянно думают, что проживают в опасности, а государство им об этом не сообщает. Возникла самая настоящая радиофобия, которой нет логического объяснения, и которой подвержены даже люди с высшим техническим образованием. И хотя людям и объясняют, что радиационная обстановка не меняется, они все равно считают, что лучше, на всякий случай, увеличить порцию принимаемого йода. На самом деле, когда в такой профилактике возникнет потребность, власти об этом обязательно сообщат. А использование собственных методов защиты от радиации, придуманной на основе вышеизложенных мифов, может только навредить здоровью.