Дактилоскопия и её история

Отцом дактилоскопии, стоящим у истоков её истории, считается Уильям Джеймс Гершель (1833−1917). Это англичанин, долгие годы работавший в Индии. По долгу службы Гершелю приходилось иметь дело с финансовыми документами. Такие бумаги требуют подписей. Но индусы, поставив закорючку на бумаге, в силу своего менталитета не чувствовали себя чем-то обязанными. Они напрочь игнорировали магическую силу росчерка под любыми финансовыми обязательствами.

Тогда британец придумал хитрый ход. Он заставил жителей Индии ставить под своей подписью ещё и отпечаток пальца. Дело же заключалось в том, что обитатели жаркого полуострова наделяли отпечатки рук сверхъестественными свойствами. Поэтому все обязательства стали исполняться неукоснительно.

Затем Гершеля обязали выплачивать жалование сипаям. Солдат было очень много, и англичанин первое время не мог понять, почему ему постоянно не хватает денег на выдачу денежного довольствия. Однако вскоре до него дошло, что люди получают положенные им суммы по 2 и 3 раза. Они присылают вместо себя родственников или приходят повторно, будучи уверенными, что финансист не помнит их в лицо.

Тогда наш герой опять решил воспользоваться магической силой отпечатков. Каждый получивший деньги начал оставлять узоры своих пальцев в ведомости. После этого недостача исчезла, а у британца появилась прекрасная возможность набрать огромную базу папиллярных линий.

Регулярно сличая их, он обнаружил, что в природе не существует 2-х одинаковых отпечатков. Они все разные. Это навело Гершеля на мысль, наконец-то установить порядок в местной тюрьме. Дело же заключалось в том, что многие закоренелые преступники, пользуясь неумением англичан различать их по лицам, прикидывались мелкими правонарушителями. Они покидали тюрьму, не неся наказание за свои преступления.

Ситуация резко изменилась, когда британец потребовал снять отпечатки пальцев у всех арестованных. Вот именно с этого момента и началась история дактилоскопии, так как наш герой связал папиллярные линии с преступниками.

Методом Уильяма Гершеля заинтересовался в 80-е годы XIX века видный английский исследователь Фрэнсис Гальтон (1822−1911). Он предложил официально применять дактилоскопию в судебной практике. Но у авторитетного мэтра нашлось много оппонентов. Они утверждали, что высока вероятность существования людей с абсолютно одинаковыми папиллярными линиями.

Гальтон проанализировал множество отпечатков пальцев и на основании Теории вероятности доказал, что совпадение возможно лишь в одном случае из 64 миллиардов. Данная цифра, конечно, являлась весомым аргументом, но всё упёрлось в классификацию папиллярных линий.

Большой шаг в этом вопросе сделал сотрудник полиции Буэнос-Айреса Жуан Вучетич (1858−1925). Он создал очень эффективную систему классификации. В 1904 году увидел свет его научный труд «Сравнительная дактилоскопия». Впрочем, этот аргентинец со славянскими корнями отличался высокой порядочностью. В работе он прямо указал, что все его выкладки базируются на практических изысканиях Гершеля.

Таким образом, история дактилоскопии получила мощный толчок. Она быстро завоевала популярность во всём мире. Однако представители закона всерьёз опасались, что преступники начнут уничтожать папиллярные линии на своих пальцах. Но такие разговоры очень быстро заглохли, так как криминал не предпринимал никаких попыток к уничтожению узоров на руках.

Американские гангстеры

Однако попытки обмануть природу всё-таки были. Отважились на это американские гангстеры в 30-е годы XX века. Первыми решились изменить свои отпечатки члены знаменитой банды Ма Баркер. Сама Ма нашла алкоголика хирурга Джозефа Морана. Именно он в старом заброшенном доме и сделал операции Фрэду Баркеру и Карпису. Анестезии практически никакой не было. Врач срезал кожу с кончиков пальцев бандитов вживую. Те при этом кричали от боли.

Но все страдания оказались напрасными. Через 3 недели папиллярные линии опять стали появляться на коже. Джозефа Морана напоили, отвезли к озеру Мичиган и утопили.

Уничтожить узоры на руках пытался и знаменитый гангстер Джон Диллинджер. Но врачи не стали срезать ему кожу. Они сожгли подушечки пальцев кислотой. Те стали абсолютно гладкими, и могло показаться, что дактилоскопия приказала долго жить.

В июне 1934 года агенты ФБР застрелили гангстера. При обследовании трупа выяснилось, что узоры никуда не делись. Они стали отчётливо проступать на подушечках пальцев преступника.

Но криминалистов ждал ещё один сюрприз. В Миннесоте был застрелен хорошо известный всем гангстер. Когда сняли отпечатки с его пальцев, то они оказались абсолютно не похожими на те, которые хранились в картотеке. Об этом тут же было сообщено в центральную квартиру ФБР.

Приехавшие специалисты тщательно осмотрели руки преступника и нашли причину столь удивительного явления. Какой-то очень сообразительный врач не стал сжигать кожу и срезать её. Он поступил гораздо умнее. На каждом пальце неизвестный хирург сделал крошечные надрезы и тем самым кардинально изменил узоры на руках.

Однако и в этом случае природа одержала верх. Криминалисты провели эксперименты и очень легко убедились, что мелкие шрамы очень быстро исчезают, а на их место опять «встают» папиллярные линии. Впрочем, волнения специалистов оказались напрасными. Больше история дактилоскопии не знала случаев, когда преступники пытались изменить узоры на руках. Они напрочь отказались от этой утопической идеи, посчитав, что перчатки гораздо эффективнее.

В наши дни дактилоскопия занимает достойное место в криминалистике. Иногда даже у некоторых ответственных чиновников возникает идея снять отпечатки пальцев у всех граждан без исключения. Но данная мера выглядит уж очень масштабной и дорогостоящей. К тому же она не пользуется популярностью у большей части населения. Это касается всех стран, независимо от уровня преступности и вероисповедания.