Змея - очень полезное существо. Символ мудрости и здоровья. Кстати, ученые считают, что змеиный яд позволит найти ключ ко многим болезням, и к раку в том числе.
О своем старом знакомом, серпентологе Александре Крафте, я написал в газету «Жизнь».

«Заклинатель змей

Серпентолог Александр Крафт спас город от нашествия гадов

Ученый постиг тайну рептилий и превратил их яд в лекарство

Для 61-летнего Александра Крафта каждый год - змеиный.

- Рептилий не надо бояться, их нужно любить! - говорит мне Александр Дмитриевич.

Он обожает змей, а они отвечают ему взаимностью. Питон в руках Крафта чувствует себя уютно, даже жмурится от удовольствия. Ученый поглаживает его, словно котенка. И рассказывает, как нынешней осенью спас город Россошь от нашествия змей. А рептилий - от гибели.

- На берегу реки грандиозная стройка началась, бульдозеры снесли жилища змей. И ужики, поскольку деваться им было некуда, подались в город…

Нашествие рептилий на Россошь минувшей осенью можно сравнить с массированным военным десантом. Змей находили в огородах, в подвалах, в квартирах. И не по одному - десятками, сотнями!

Атака

Змеи сползались в приглянувшиеся им убежища, чтобы отложить яйца. Людей такое соседство не радовало. Началась паника: представьте, каково, спустившись в погреб за картошкой, обнаружить там клубок шипящих змей? Напуганные горожане прибежали к Крафту - его в Россоши считают заклинателем змей:

- Спасайте, гадюки одолели!

Александр Дмитриевич в ситуации разобрался быстро: пришельцы оказались, к счастью, не ядовитыми гадюками, а обыкновенными ужами. И принялся спасать земляков от змей, а змей - от несведущих людей.

Взяв себе в помощники родственников и юных натуралистов (Крафт ведет в школе N2 зоологический кружок), ученый обошел дворы и дома.

Ужей собирали и несли в подвал, в котором Александр Дмитриевич оборудовал питомник.

- Нужно дать возможность рептилиям произвести потомство, - объяснял жителям Россоши ученый. - Ведь ужи - санитарный барьер на границе города. Больных мышей и прочих разносчиков заразы подбирают куда лучше кошек. Польза от них для всех большая. Если в этой обороне брешь возникнет, эпидемия может разразиться!

Судьба

Александр Крафт давно привык не боятся змей:

- Если знать их повадки и относится к ним с уважением, то они не тронут! Благородные они твари, человек бывает куда опаснее…

В том, что люди часто жалят друг друга в самое сердце, Александр Дмитриевич убедился на личном опыте. Ему, известному ученому, заведующему лабораторией ядовитых животных Института зоологии и паразитологии Академии наук, пришлось бежать из объятого гражданской войной Таджикистана, бросив почти все нажитое. Он сумел вывезти в Россию только семью и уникальную коллекцию рептилий.

- В Таджикистане я и мои коллеги работали со змеями, разрабатывая новые лекарства. Ведь снижающие иммунитет препараты, благодаря которым стала возможна пересадка органов, делают на основе змеиного яда. И ключ к победе над раком тоже дадут змеи - их ферменты могут управлять процессами в человеческом организме, и в этом их великая тайна.

Под руководством Крафта в его лаборатории еще в советские времена из яда гюрзы был разработан, уникальный препарат, ускоряющий заживление ран и ожогов. Успешно шла работа над новыми лекарствами, но вслед за распадом СССР в Таджикистан пришла война.

Граната

Однажды Крафт в экспедиции едва не погиб от змеиного укуса - в горах пойманная гюрза укусила его. Пока не подействовал яд - было всего три секунды в запасе, ученый прижал ужаленный палец правой руки к дулу ружья и отстрелил его.

А против злых, одурманенных водкой и анашой бандитов спасенья не было. Тогда, в середине девяностых, в Душамбе был ад.

Александр Дмитриевич не хотел уезжать - не мог бросить лабораторию с уникальной коллекцией рептилий, которую собирал всю жизнь. Ведь это не просто змеи - подопытные животные, а эксперименты - не поезда, стоп-краном не остановишь.

Роковое событие случилось 27 июля 1995-го. Ученый, его жена, дочка и два сына ужинали возле раскрытого окна. Вдруг ручная пятиметровая анаконда Фекла, которая сторожила квартиру чутче любой собаки, подняла голову и напряглась. Крафт посмотрел туда, куда смотрела змея, и увидел гранату!

Кто-то сверху опустил ее на бечевке в оконной проем.

«Дернет за шнурок - и всем каюк!» - обожгла мысль. Крафт успел перехватить гранату до того, как бандит успел вырвать кольцо. Но понял это уже потом, когда навалился на нее грудью, пытаясь закрыть семью от осколков, когда ждал смерти, считая секунды, а взрыва не было…

Россия

Через неделю Александр Дмитриевич с семьей улетел из Таджикистана. С собой он увез более ста рептилий. «Если бы оставил - все равно погибли.»

Россия приняла ученого неласково - тогда стране было не до змей, не до змееловов. На Крафта возбудили уголовное дело за контрабанду, но суд учел все смягчающиеся обстоятельства, полное осутствие корысти, и ученого осудили условно.

Крафт поселился в Россоши - это самый юг Воронежской области, для змеюшек там теплее - и пошел работать в школу, организовал там экзорцариум. И попросил, чтобы всю его коллекцию рептилий приняло в дар государство.

- Сначало власти обрадовались, - с печальной улыбкой вспоминает Крафт. - Но подсчитали затраты на кормежку, и решили, что слишком дорого змей содержать, лишняя нагрузка для бюджета.

Едва сводя концы с концами, Александр Дмитриевич продолжал научную работу.

Вывел уникального бесчешуйчатого питона - в природе таких не бывает. Но случился перебой в подаче электричества, уникальная змея простудилась без подогрева и умерла…

Сейчас Крафт живет в том же старом домике, который купил, когда приехал в Россию. Живет на мизерную пенсию и зарплату в четыре тысячи - он оформлен как рабочий по уходу за животными, и продолжает заниматься изучением тайн змей. Верит, что новый год - по восточному календарю год водяной змеи, будет милосердным и к людям, и к рептилиям.

- Все в природе в конце концов налаживается, - говорит Крафт. - Я счастливый человек, всю жизнь занимаюсь любимым делом. У меня двое внуков и внучка. И они тоже уже дружат со змеями…

А ужей Крафт минувшей осенью спас - выведенное потомство, более трехсот голов, переселили к реке.

- Одна московская фирма предлагала собрать для нее тонну ужей и заморозить, - делится со мной Александр Дмитриевич. - В слизи, которую выделяют ужи - она очень вонючая, имеет запах тухлого чеснока - есть ферменты, которые в косметологии на вес золота. Они входят в состав кремов, которые очищают кожу лица, помогают при юношеской угревой сыпи. Я отказался - это ж нужно десять тысяч ужиков погубить! Пусть живут, на воле они нужнее…