Письмо Павлу Николаевичу Скрипицыну*
Октябрь-ноябрь 1793 г.
Дражайший Павел Николаевич!
Посылаю тебе копию с наставления, писанного к одному из моих друзей, родившемуся в прошедшую компанию посреди знаменитых побед, одержанных его отцом, и названному при крещении моим именем. Упомянутой герой весьма смел без запальчивости; быстр без опрометчивости; деятелен без суетности; подчиняется без унижения; начальник без высокомерия; победитель без тщеславия; ласков без коварства; тверд без упрямства; скромен без притворства; основателен без педантства; приятен без легкомыслия; единоравен без примесей; расторопен без лукавства; проницателен без пронырства; искренен без панибратства; приветлив без околичностей; услужлив без корыстолюбия; решителен, убегает неизвестности. Основательное рассуждение предпочитает он остроумию; будучи врагом зависти, ненависти и мщения, низлогает своих недругов великодушием и владычествует над друзьями своею верностью. Он утомляет свое тело для того, чтобы укрепить его; стыдливость и воздержание - закон его; он живет,
как велит религия, его добродетели суть добродетели великих людей. Исполненный чистосердечия, гнушается он ложью; праводушен, рушит замыслы двуличных; знается он только с добрыми людьми; честь и честность составляют его особенные качества; он любезен командиру своему и всему войску, все ему преданы и исполнены к нему доверия. В день сраженья или похода размеряет он все предлежащее, берет все нужные меры и вручает себя совершенно Промыслу Вышнего. Он никогда не отдает себя на волю случая, но напротив, покоряет себе все обстоятельства по причине прозорливости своей; он во всякий миг неутомим.
***
Июль 1793 г.
Любезный мой крестник Александр**
Будь чистосердечен с друзьями, умерен в нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истину, отличай честолюбие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе.
Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример. Упражняй непрестанно глас свой - только так станешь великим полководцем. Умей пользоваться положением места. Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. Остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. Неприятеля не презирай, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб. Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу. Счастье покоряй себе быстротою Цезаря, коий и средь бела дня умел своих неприятелей уловлять и окружать и нападал на них, когда и где хотел. Не упускай пресекать неприятелям жизненные припасы, а своему войску учись всегда доставлять пропитания вдоволь. Да возвысит тебя Господь до геройских подвигов знаменитого Карачая!
***
__________________________________
Александр Васильевич Суворов
Семейная жизнь.
Женился Александр Васильевич по просьбе отца, чувствовавшего, что жить ему оставалось недолго, и желавшего видеть своего более чем сорокалетнего сына семейным человеком, продолжателем рода Суворовых. Именно Василий Иванович подыскал ему невесту из старинного княжеского рода Прозоровских - Варвару Ивановну Прозоровскую, дочь князя Ивана Андреевича Прозоровского и Марии Михайловны, урождённой княжны Голицыной. Помолвка состоялась в конце 1773 года. Свадьбу сыграли 16 (27) января 1774 года. -Александру Васильевичу-44 года
Интересно, что, женившись на 23-летней Прозоровской, Суворов в некотором роде породнился с Румянцевым, который был женат на сестре матери Варвары. Александр Васильевич был чрезвычайно заботлив по отношению к молодой жене, в особенности когда узнал, что та ждет ребенка. Рождение дочери Наташи Суворов воспринял с ликованием, сравнимым разве что с восторгом по случаю одержанной на поле брани виктории.
Нередко супруга сопровождала Суворова в его бесконечных служебных скитаниях. Однако постоянно жить вместе они не могли - именно это стало причиной тяжелой семейной драмы. Возможно, личные особенности характера Суворова также сыграли в этом разладе определенную роль - его «чудачества» сделались его второй природой. Он избегал изнеженности, комфорта, чуждался женщин, вел кочевую жизнь, спал на сене, носил даже в холода самую легкую одежду, не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, постоянно обнаруживая самую кипучую деятельность. Главными пружинами деятельности Александра Васильевича были страсть к военному делу (и к войне, как конечному его проявлению) и сильнейшее славолюбие, ради которых он, однако, не поступался правилами нравственности. Бескорыстие, щедрость, религиозность, добродушие, простота в обращении привлекали к нему сердца солдат, быт которых он изучил доподлинно: они безгранично доверяли ему и готовы были идти с ним в огонь и воду. Суворов любил пошутить о женщинах: «Они отняли у нас Рай». То ли далекие от пуританских нравы эпохи Екатерины, бытовавшие в среде высшей знати, сыграли свою роковую роль, то ли долгие разлуки отразились на поведении Варвары Ивановны, но хранила она верность супругу недолго. Ее роман с родственником Александра Васильевича 30-летним Николаем Суворовым стал известен обманутому мужу. В 1779 году, обвинив жену «в презрении закона христианского», генерал-поручик подал в духовную консисторию прошение о разводе. Вмешательство Императрицы и представителей духовенства поколебали решимость Суворова, который обратился к архиепископу Никифору, который вел «разводное дело», с просьбой его «временно остановить».
В конце концов, Александр Васильевич пошел на примирение с женой и даже стал искать оправдания ее поступкам. Однако едва восстановившийся союз в 1784 году окончательно распался, когда Суворов узнал о новом адюльтере Варвары Ивановны. Вновь было написано прошение о разводе уже в Синод. Оттуда последовал отказ.
В 1784 году Суворов полностью разорвал отношения с женой. При этом его дочь Наталья (1775) - любимая «Суворочка» - была помещена на воспитание в Смольный институт, а сын Аркадий (1784) остался с матерью. Впоследствии дочь вышла замуж за графа Николая Зубова, родив ему шестерых детей. По злой иронии судьбы сын Александра Суворова Аркадий в 1811 году, будучи уже генералом, утонул в реке Рымник во время очередного военного похода, спасая кучера. Сын Аркадия и его жены Нарышкиной Елены Александровны (всего у них было четверо детей) - внук Александра Васильевича - станет впоследствии генерал-губернатором Петербурга. На этом потомке мужская линия полководца прерывается.
ПИСЬМА А.В.СУВОРОВА
К ДОЧЕРИ НАТАЛЬЕ (СУВОРОЧКЕ)***
***
Кинбурн. 20 декабря 1787 г.
Любезная Наташа!
Ты меня порадовала письмом от 9 ноября. Больше порадуешь, когда на тебя наденут белое платье; и того больше, как будем жить вместе.
Будь благочестива, благонравна, почитай свою матушку Софью Ивановну (С.И.де Лафон, начальница Смольного института); или она тебя выдерет за уши да посадит за сухарик с водицею. Желаю тебе благополучно препроводить Святки; Христос Спаситель тебя соблюди Новой и многие годы! Я твоего прежнего письма не читал за недосугом; отослал к сестре Анне Васильевне. У нас все были драки сильнее, нежели вы деретесь за волосы; а как вправду потанцевали, то я с балету вышел - в боку пушечная картечь, в левой руке от пули дырочка да подо мною лошади мордочку отстрелили: насилу часов чрез восемь отпустили с театру в камеру. Я теперь только что поворотился; выездил около пятисот верст верхом, в шесть дней, а не ночью. Как же весело на Черном море, на Лимане! Везде поют лебеди, утки, кулики; по полям жаворонки, синички, лисички, а в воде стерлядки, осетры: пропасть! Прости, мой друг Наташа; я чаю, ты знаешь, что мне моя Матушка Государыня пожаловала Андреевскую ленту «За веру и верность». Целую тебя. Божье благословение с тобою.
Отец твой Александр Суворов
***
Кинбурн. 16 марта 1788 г.
Милая моя Суворочка!
Письмо твое от 31 января получил. Ты меня так утешила, что я по обычаю моему от утехи заплакал. Кто-то тебя, мой друг, учит такому красному слогу, что я завидую, чтоб ты меня не перещеголяла. Милостивой Государыне Софье Ивановне мое покорнейшее почтение! О! ай да Суворочка, как же у нас много полевого салата, птиц, жаворонков, стерлядей, воробьев, полевых цветков! Морские волны бьют в берега, как у Вас в крепости из пушек. От нас в Очакове слышно, как собачки лают, как петухи поют. Когда бы я, матушка, посмотрел теперь тебя в белом платье! Как-то ты растешь! Как увидимся, не забудь мне рассказать какую приятную историю о твоих великих мужах в древности. Поклонись от меня сестрицам. Благословение Божие тобою!
Отец твой Александр Суворов
***
Май 1790 г.
[Начало отрезано] …Сберегай в себе природную невинность, покамест не окончится твое учение. На счет судьбы своей предай себя вполне Промыслу Всемогущего и, насколько дозволит тебе твое положение, храни неукоснительно верность Великой нашей Монархине. Я ея солдат, я умираю за мое Отечество. Чем выше возводит меня ея милость, тем слаще мне пожертвовать собою для нея. Смелым шагом приближаюсь к могиле, совесть моя не запятнана. Мне шестьдесят лет, тело мое изувечено ранами, но Господь дарует мне жизнь для блага государства. Обязан и не замедлю явиться пред Его судилище и дать за то ответ. Вот сколько разглагольствований, несравненная моя Суворочка, я было запамятовал, что я ничтожный прах и в прах обращусь. Нет, милая моя сестрица, я больше не видал Золотухина, быть может, с письмом твоим блуждает он средь морских просторов, бурных и коварных. Деньги, данные на гостинцы, ты могла бы употребить на фортепьяны, если Софья Ивановна не будет против. Да, душа моя, тебе пойти будет домой. Тогда, коли жив буду, я тебе куплю лучше с яблоками и французские конфеты. Я больше живу, голубушка сестрица, на форпостах, коли высочайшая служба не мешает, как прошлого году, а в этом еще не играли свинцовым горохом.
Прости, матушка!
Милость Спасителя нашего над тобою.
Отец твой Г. А. С. Р.
***
Начало февраля 1791 г.
Помни, что вольность в обхождении рождает пренебрежение; остерегайся сего; привыкай к естественной вежливости, избегай подруг, острых на язык: где злословие, там, глядишь, и разврат. Будь сурова и немногословна с мужчинами. А когда они станут с тобой заговаривать, отвечай на похвалы их скромным молчанием. Уповай на провидение! Оно не замедлит утвердить судьбу твою… Я за это ручаюсь. Будешь ты бывать при Дворе и, если случится, что обступят тебя старики, покажи вид, что хочешь поцеловать у них руку, но своей не давай. Эти: Князь Потемкин,
***
Уведомляю сим тебя, моя Наташа: Костюшка злой в руках, взяли, вот так-то наши! Яж весел и здоров, но лишь не много лих, Тобою, что презрен мной избранный жених. Когда любовь твоя велика есть к отцу, Послушай старика! дай руку молодцу; Нет, впрочем никаких не слушай, друг мой, вздоров.
Отец твой Александр Граф Рымникский-Суворов
*)Павел Николаевич Скрипицын, сын Николая Федоровича Скрипицына, управляющего московским имуществом
**) Александр Карачай, сын австрийского генерала Карачая, друга и товарища
***) Наталья Александровна Суворова (1775−1844), единственная дочь
В шестилетнем возрасте Суворочка была отдана на воспитание в Институт благородных девиц (Смольный). По окончании его Екатерина II назначила ее фрейлиной, принимая во внимание заслуги отца. Однако
В замужестве Наталья Александровна не была счастлива: муж ее не ладил со своим тестем, а в 1805 году стал активным участником заговора против Павла I. Через девять лет брака она овдовела, оставшись с шестью детьми. Когда в 1812 году Наталья Александровна Зубова проезжала с детьми через занятую французами Москву, ее задержали и препроводили для допроса к одному из генералов. Узнав, что перед ним дочь Суворова, французы тотчас отпустили ее и не препятствовали проезду в Петербург.