Число поклонников Романа Виктюка приумножается с каждым его новым спектаклем, а ставит он их на протяжении 60 лет. При этом народный артист России и Украины никогда не прогибался (а на его веку сменилось уже 9 руководителей государства), не жаловался на цензуру, не требовал свободы - он просто был свободным и самодостаточным и остается таким до сих пор.

«Настоящему режиссеру всегда девятнадцать!»

- Я всегда отмечаю свой день рождения премьерой. И 28 октября мы сыграем пьесу Теннесси Уильямса «Вдруг внезапно прошлым летом» в том самом мельниковском здании в Сокольниках (ДК им. Русакова постройки архитектора Константина Мельникова. - Ред.), которое мой театр так долго ждал. В этом помещении будем играть все те 19 спектаклей, что подготовили за 20 лет, не имея собственной сцены. А еще я набрал курс ребят. И сам поражен их невероятным желанием заниматься театром, интересом и безумием в работе. Это меня так покорило, что я в театре с утра и до вечера занимаюсь с ними.

- Но возраст есть возраст. Откуда столько энергии?

- Я вообще считаю, что режиссеру всегда девятнадцать! Если он об этом забудет или сознательно будет высчитывать годы, взрослеть и уходить от детства - это гибель. Режиссер всегда начинает все сначала.

- Вы независимы не только от возраста, но и от цензуры…

- Я всегда ставил только то, что хотел. Прежде всего, был Вампилов, я его ставил первым. Затем Петрушевская, когда вообще даже подумать нельзя было о том, что ее пьесы можно было реализовать на площадке. Анатолий Васильевич Эфрос сказал мне, что «Уроки музыки» при нашей жизни никто не решится поставить. Недолго думая, я пришел в театр МГУ, принес эту пьесу Петрушевской. Я Людмилу Стефановну тогда не знал. Профессора, доктора наук, студенты приняли эту пьесу на ура. Спросил: «Без разрешения будете репетировать?» Они сказали: «Да». И мы выпустили этот спектакль. Успех был феноменальный.

- Сколько живет спектакль?

- У меня есть давние спектакли, которые и сейчас идут. Доронина играет пьесу Радзинского «Старая актриса» в моей постановке уже 30 лет. Ирина Мирошниченко во МХАТе играла пьесу Теннесси Уильямса «Татуированная роза» 28 лет. Господи, Боже мой! Я начинаю вспоминать и сразу вздрагиваю. «Служанки» идут почти 30 лет. Мы играем их и сейчас. Так что нет никакого возраста и срока годности - все зависит от самого человека.

«Кто с кулаками бьется за мечту, только кулаки стирают»

- Вы однажды сказали, что даже в период тоталитаризма никогда не обслуживали систему…

- Никогда! Мне ни разу не удалось ее обслужить! Мне некогда было об этом даже подумать. Я обслуживал тех людей, которые идут по обочине, а не во главе строя.

- Но вот парадокс, живете вы в квартире внука Сталина, в одном из самых «номенклатурных» домов - на Тверской, с окнами на Кремль и Госдуму. Стены не давят?

- Вот сейчас смотрю на эти стены, здесь жили его сын и внук. А после них живу я, это правда. Квартиру эту я получил благодаря Михаилу Александровичу Ульянову. Когда он ходил к мэру (Ю. Лужкову. - Ред.) и приносил бумаги, восхваляющие меня, чтобы разрешить в нее въехать, получил ответ, что уже есть люди, которые будут в этой квартире жить. Михаил Александрович играл Сталина (в постановке Романа Виктюка «Уроки мастера». - Ред.) и практически с этими интонациями спросил: «Но фамилию я могу назвать?». Лужков в ответ: «Говорите!». Ульянов: «Виктюк!». Мэр без паузы: «Ему - можно!».

- Вот оно как…

- Для того чтобы твоя мечта осуществлялась, надо себя настроить, что она не исполнится и тебе все равно. Когда мне было 17 лет и я из Львова прилетел в Москву поступать, ехал троллейбусом мимо Кремля. Был вечер, елки, фантастический вид, и я проезжал мимо дома 4 на Тверской, где сейчас живу, посмотрел на Кремль и сказал: «В ту сторону не смотри! Ты там никогда не будешь!». А когда ставил спектакли во МХАТе, в проезде Художественного театра, то должен был проходить через двор этого дома. Даю слово, я специально не ходил через этот двор! Вошел в него, только когда у меня в руках был ордер. Подошел к дверям квартиры, потом опять спустился вниз, вышел на улицу, постоял и только после снова поднялся и открыл дверь. Я правду говорю! А те, кто с кулаками бьется за мечту, то только кулаки стирают, там уже не остается нервов, там одни ямы!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове, который еще входил в состав Польши, в семье учителей. Еще в школе он ставил спектакли, а в 17 лет поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. После окончания его пригласили на работу сразу два театра - Львовский и Киевский ТЮЗы. Затем были работы в театрах Киева, Калинина, Вильнюса. С середины 70-х Виктюк ставит спектакли в ведущих театрах Москвы, пока в 1991-м не создает собственный театр. Через пять лет Театр Романа Виктюка получил статус государственного, а в нынешнем году открывает двери собственного здания. За 60-летнюю карьеру режиссер поставил более ста спектаклей, на его счету режиссерские работы на телевидении, знаменитые ученики, которым продолжает преподавать профессор Российской академии театрального искусства.