Лите Грей, второй жене Чарли Чаплина, исполнилось 16, когда она забеременела от актера. Чаплину тогда было почти как Гумберту Гумберту, 35, но сейчас дело не в нем. Естественно, нависла угроза скандала, последовал тайный брак в Мексике, рождение двух сыновей, несколько лет бестолковой семейной жизни и стремительный развод. К 18 годам за спиной Литы Грей Чаплин была уже большая жизнь, о которой она не забывала до самой смерти и несколько раз пыталась в том или ином виде продать скандал подороже.
Естественно, то, что раньше было «любовью до гроба», теперь называлось «совращением несовершеннолетней» и стало козырной картой, разыгранной в ее расчетливой игре, но, возможно, именно Лита Грей как никто другой понимала, что Чаплину простят все. Его простят, даже если накажут, а вот ее от неудобных вопросов спасет только презумпция невиновности несовершеннолетия, которая работает автоматически, почти без оговорок, де-факто и де-юре.
Она всегда включается сама собой, как только речь заходит о малолетках. 16-летних по умолчанию ни в чем не обвиняют, и даже когда все слишком похоже на манипуляцию, месть или секс по взаимному согласию, обвиняют с оглядками, зажмурившись, словно боясь спугнуть последнюю чистоту, наивность и невинность и промахнуться мимо буквы закона.
Однако 16-летние девушки, пусть и вчерашние дети, далеко не дуры. Они прекрасно понимают, какой оберег и карт-бланш получают от общества и как, в случае чего им можно распорядиться.
13-летняя фотомодель Саманта Геймер, которую в 1977 году Роман Полански пригласил на «съемки для Vogue», накачал метаквалоном и алкоголем и изнасиловал, подала в суд и прославилась как жертва знаменитого режиссера. Но и Настасье Кински в тот момент, когда она стала любовницей поляка, было всего 15 лет. И тогда все обошлось без суда и следствия. Хотя, возможно, после отца Клауса актрису вообще мало что пугало.
Полански снял ее в главной роли в фильме «Тесс», и фильм вышел на экраны в 1979 году, всего через год после вынесения приговора, от которого режиссер сбежал во Францию. Спустя два года Полански получил не срок, а Сезар и номинацию на Оскар. То есть никто никого не облил ни смолой, ни кислотой. А спустя почти 30 лет, когда Поланского все-таки сцапали в Швейцарии, весь свет мирового кинематографа, включая Никиту Михалкова, вступился в защиту кого? Фактически - растлителя малолетних и педофила.
Тогда возмутились и Вуди Аллен, и Моника Белуччи и даже Саманта Геймер напомнила о себе, великодушно простив негодяя и ходатайствовав о прекращении дела. И, несмотря на то, что в далекой Калифорнии железный Арни отказался помиловать режиссера, весь мир выдохнул и закрыл глаза и на Саманту Геймер, и на некую Шарлотт Льюис, которая, вроде бы тоже пострадала от создателя «Китайского квартала» в свои 16 лет.
То есть, получается, что Полански и Чаплину, вроде как, нельзя, но все-таки можно, а какому-нибудь учителю средней школы категорически нельзя? Что, талант и исполинская харизма спишут все прегрешения, неизвестно, что там вообще было и, возможно, маэстро не виноват? И родители юной модели из Канска с улыбками породнятся с топ-менеджером «Лукойла», а какого-нибудь сантехника примерно за то же самое ни один адвокат на свете не отмажет? Как все-таки это работает? И так ли последовательно общество в своей праведной борьбе за справедливость, как хочет быть? Или казаться?
Современное общество выработало закон, как строгое ограничение, и стихийную реакцию, как народный суд. Когда все понятно, толпа неистовствует. Это некоторые непосредственные участники событий хотели бы отсидеться и отмолчаться, а толпу не остановить. Да, она захлебывается не только массовым криком на тему «онижедети» и «мыжеродители». Под очевидной и поверхностной истерией скрываются настоящие растерянность, беспомощность и гнев перед ситуацией, в которой замешаны те, кто еще не дорос до взрослых игр, и те, кто заигрался в недетские игры.
И тут, да, можно запугать и наказать мужика. Но вот вопрос, можно ли остановить 16-летнюю девушку? Эту неуправляемую и плохо изученную силу, которая как старый асфальт по весне, ломает панцирь не ею придуманной морали и прет навстречу открытиям. Вы правда думаете, что в ситуации, когда давление происходит не снаружи, а изнутри, уговоры, воспитание и суровый родительский или общественный контроль могут что-то изменить и кого-то остановить? Общество может кастрировать мужчин, но оно ничего не может поделать с желаниям вчерашних нимфеток.
У Франсуа Озона в фильме «Молода и прекрасна» у 17-летней Изабель благополучная семья и безоблачное предсказуемое будущее. И все бы ничего, если бы девушка не пошла в проститутки. Нет ни одной очевидной причины для такого развития жизненного сценария, мать в шоке, отчим что-то понимает, но для порядка тоже в шоке, а юная и прекрасная «дневная красавица» использует на всю катушку возможности интернета и свой ядерный потенциал и занимается, чем хочет. И ей почти плевать, кто и что о ней подумает. Ей плевать на тех, с кем она спит. И меньше всего в исследованиях своей и чужой плоти она думает о том, что подставляет своих любовников или клиентов под одну очень нехорошую статью.
Это если вы чего-то хотите в 25 или 30, и уж тем более в 40 или 50, вы, возможно, двадцать раз посомневаетесь и оцените все со всех сторон, но если вам 16 и вам чего-то хочется, можно только пожелать удачи всем тем, кто направится в вашу сторону с вилами и увещеваниями. Вы их даже не заметите, хотя, возможно, попавшись, и сделаете виноватое или несчастное лицо, разыграв ту партию, которая подойдет случаю.
И вот здесь юное и беспомощное не ошибется. Эти 16-летние саломеи знают, что они неприкосновенны и что они получат любую голову, какую захотят. Невинность 16-летних мадонн - в глазах смотрящих. Да, эти девочки бывают очень разными, и кто-то действительно сидит по ночам с книгой и мечтой, пока другие, раскрасив физиономии и ногти и обтянув задницы легинсами, выходят на свою тропу.
У любого нормального родителя в голове всегда крутится вопрос, насколько он в ответе за то существо, которое на его глазах вылупляется из детского кокона в самостоятельную личность? Может ли он повлиять на гормональные бури в пустыне рассудка? Видеть то, что происходит на самом деле, а не то, что хочется видеть? Можно ли быть другом и примером своему ребенку или вы досадная живая помеха и вечно репрессивное чудовище? Возможно ли манипулировать этой Лолитой хотя бы в половину так же, как она манипулирует вами и всеми?
Американская писательница Лайонел Шрайвер написала роман «Нам нужно поговорить о Кейвине». О том, что вы можете быть плохой матерью, вы можете даже быть хорошей матерью, но ваш ребенок все равно пойдет своим путем. И вы не можете снять с мотоцикла своего 18-летнего балбеса, который что-то понимает про жизнь, только рискуя этой самой жизнью, и не в ваших силах перепрограммировать 16-летнюю девочку, решившую со скоростью реактивной ракеты вылететь на орбиты большого секса.
И вот это драма.
Драма, которая, возможно, требует тишины. Потому что ни прекрасный родитель и ни громогласное общественное мнение просто не в состоянии вмешаться в природу молодой женщины, которая выслушает все, что ей расписали про можно и нельзя, и сделает по-своему.
А наказывать взрослых мужиков надо обязательно. За свой член каждый сам в ответе. И вариант: «Она сама захотела» в данном случае не пройдет. В данном случае вообще ничего не пройдет.
Если только вы не сэр Чарльз Спенсер Чаплин.