Правила жизни

Александр Сокуров
Режиссер, 64 года, Санкт-Петербург

ЧЕЛОВЕКА, ВИДЕВШЕГО ЧТО-ТО собственными глазами, - трудно убедить, что этого не было. Для него виденное - свершившийся факт. Кино в этом смысле - страшное оружие.

МОЙ ОТЕЦ УШЕЛ НА ФРОНТ в 17 лет и вернулся весь израненный. Он не любил игровое военное кино. Человек, видевший войну, не будет потом воспроизводить ее на экране. Ничего красивого в ней нет: танк горит некрасиво, человек, в которого попадает пуля, кричит совсем не то, что кричат в русском кино - даже и у самых борзых молодых режиссеров.

СОЗДАВАТЬ НА ЭКРАНЕ РОМАНТИЗМ СМЕРТИ, романтизм войны - отвратительное и недостойное мужчины дело.

У НАС БЫЛ СПОР С СОЛЖЕНИЦЫНЫМ. Он говорил, что благодарен годам тюрьмы. Я никогда не соглашался, а говорил: попробуйте лучше представить себе, чего вы лишились.

В РОССИИ НЕЧЕГО СМОТРЕТЬ, это не визуальная страна. Для формирования режиссера идеальнее условий не придумать.

ТЕРРОРИЗМ - не персонифицированное зло, а следствие пороков огромного числа людей.

НЕ МАССЫ ШЛИ за Гитлером и Лениным - а наоборот. Cначала идет преступление народа, а потом появляется небольшой, дурно пахнущий субъект, который этих ослепленных людей куда-то увлекает. И я в этой связи понимаю европейцев, с опаской поглядывающих на Россию. Возникновение нацистского государства - вещь довольно реальная.

НИЧТО ТАК НЕ РАЗВИВАЕТ человека, как другой человек.

ЖЕНЩИНЫ - ФЕНОМЕНАЛЬНЫ. У них есть какая-то удивительная способность видеть все со стороны. Мне не приходилось встречать женщин с какой-то затекшестью в голове, с тупыми мозгами. У мужчин - сплошь и рядом. Даже жизнь не делает их мудрыми.

ВСЕ ПЛОХОЕ ВО МНЕ - от визуального влияния. Все лучшее во мне создано литературой.

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЕ сегодня можно создать, только открыв Фолкнера, Диккенса и вообще толстый роман. Только там можно теперь испытать волнение и восторг.

ЕСЛИ БЫ СЕЙЧАС взять и исключить Москву хотя бы на три-четыре месяца из участия в экономических и политических процессах - мы сразу бы увидели, как изменилась бы страна: в хорошую сторону.

КОГДА В ПЕТЕРБУРГЕ МАШИНЫ сигналят на дороге - все знают, что это люди из Москвы.

НИКОГДА В ЖИЗНИ не брал деньги в долг. Голодал, страдал - что угодно было, но не брал. Если мужчина не в состоянии решить даже элементарные вещи в своей жизни - как же быть с действительно сложными ситуациями?

РУССКИЕ ЖИВУТ В НЕСОГЛАСИИ даже со своим организмом.

СТРАСТЬ РУССКИХ ВСЕ КОПИРОВАТЬ - лондонские магазины, французские рестораны, итальянскую архитектуру - как раньше, так и сейчас объясняется только запоздалостью развития. У нас, конечно, есть что-то свое, но это что-то невыраженное, несформулированное. Поэтому и оригинальна в России в первую очередь - музыка: на мой вкус, Глинка и Мусоргский.

КИНО НИКОГДА не являлось для меня ценностью. Кино - вторичное искусство. Кинематографическая среда для меня чужая: я почти никого не знаю из своих коллег. Кино просто дает мне возможность создавать какие-то вещи.