Принимая решение солгать впервые, люди часто и не предполагают, как сильно будут страдать потом от угрызений совести…
…Особых угрызений совести не будет и в том случае, если обманщик не разделяет социальных ценностей своей жертвы. Люди чувствуют себя менее виноватыми перед тем, кто,
по их мнению, живет не так, как следовало бы.
.Угрызения совести усиливаются в тех
случаях, когда:
- жертву обманывают против ее воли;
- обман очень эгоистичен; жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает;
- обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;
- лжец давно не практиковался в обмане;
- лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;
- лжец лично знаком с жертвой;
- жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;
- у жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманщиком.

…Но ложь может вызывать также и положительные эмоции. Ложь может считаться достижением, что уже само по себе всегда приятно. Лжец может испытывать радостное возбуждение либо от вызова, либо непосредственно в процессе обмана,
когда успех еще не совсем ясен. В случае же успеха может возникнуть удовольствие от облегчения, гордость за достигнутое или чувство самодовольного презрения к жертве.
…Восторг надувательства также может быть различной интенсивности. Он может полностью
отсутствовать; быть незначительным по сравнению с боязнью разоблачения; или же настолько
сильным, что выразится в определенных поведенческих признаках. Люди могут признаваться в обмане, желая поделиться своим восторгом с другими. Известно, что преступники рассказывают
о своих преступлениях друзьям, незнакомым и даже полицейским, ожидая признания и высокой
оценки своих способностей, благодаря которым они так ловко обманывают других людей.

…Восторг надувательства возрастает, когда:
- жертва ведет себя вызывающе, имея репутацию человека, которого трудно обмануть;
- сама ложь является вызовом;
- есть понимающие зрители и ценители мастерства лжеца.