Согласно библейской легенде Бог сотворил Еву из ребра Адама. Когда мужчина средних лет пускается в опасное предприятие по созданию новой жизни (жизни с нуля), зачастую разрушая все то, что он с таким усердием создавал и лелеял, все то, что казалось мечтой и смыслом жизни, мы говорим «Седина в бороду - бес в ребро». Казалось бы, какая связь между древнейшей легендой и народной пословицей? Рискну соединить первое и второе, и получить следующее утверждение: «Когда у мужчины появляется седина в бороде, в его Еву вселяется бес». Конечно, женщина может взбелениться, когда ее муж бросает семью или любимую работу, заводит себе любовницу или пускается во все тяжкие, а также отправляется на поиски смысла жизни, или переезжает из мегаполиса в глушь, где начинает разводить кур. Список можно продолжить. Однако пословица указывает на то, что речь все-таки идет о самом мужчине. И что бес овладевает не всем им целиком, а какой-то его частью. Еще одно замечание: мужчины иногда в порыве гнева называют женщин «стервами». С другой стороны, когда мужчина бывает с течением кризиса среднего возраста все чаще «не в себе», окружающие говорят о нем: «ну он прямо остервенел»,
На самом деле согласно одному из направлений глубинной психологии, считается, что в каждом мужчине живет его Ева, женская часть его психики, которая обычно подавлена, т.к. он мужчина и должен этому соответствовать, иначе говоря, она не осознана. Мы называем ее Анимой - внутренней женщиной. Мужчины неосознанно проецирует ее вовне, то есть видят ее в реальных женщинах, и если женщина подходит более менее под этот образ, то мужчину начинает тянуть к такой особе. Так мужчина может влюбиться. В связи с тем, что большинство мужчин не в курсе, что необходимо с течением жизни развивать отношения со своей внутренней женщиной, пытаться осознать наличие женского начала в них, то как правило, взаимодействие с этой частью себя мужчина осуществляет путем общения с реальной женщиной. Если такое общение становится глубоким, открытым, партнерским, то идет взаимообогащение и взаиморазвитие. Например, в браке, где супруги вместе развиваются, меняются, взрослеют, а не застревают в рамках одного типа взаимодействия: мамочка для сына, папочка для дочки, вечная девочка и вечный мальчик, у мужчины идет незаметный процесс «взросления» его внутренней женщины. Сначала мальчику нравятся девочки сверстницы, потом взрослея, его должны начинать привлекать молодые женщины, затем взрослые женщины. И здесь речь идет не только о сексуальной стороне, и даже в большей степени не о сексуальной стороне, а о внутренней тяге: развиваясь, мужчине интересно общаться и взаимодействовать со сверстницами и создавать прочные отношения. Страсти-мордасти и жгучий секс может жить своей жизнью. Все что я говорю, имеет множество исключений и «но», однако общий смысл психического развития именно таков.
Важно отметить, что внутренняя женщина (Анима) может иметь сходство с мамой мужчины или являться ее противоположностью, в зависимости от того, какие отношения складывались у мальчика с ней, однако это лишь на первый взгляд. На самом деле внутренняя женщина зачастую находится как бы в плену у материнского образа, и стремится выйти из-под его власти. Истинная природа Анимы - в душевных качествах мужчины. Она может иметь как негативное, так и позитивное влияние на него.
Начнем с позитива. Истинная внутренняя женщина - это партнер мужчины, посредник в отношениях с его внутренним миром. Вот почему партнерские отношения с реальной женщиной - наиболее продуктивны с точки зрения личностного развития мужчины: они отражают потребности Анимы. Анима не жена, не мать - она подруга. Одним из признаков того, что у мужчины правильные отношения с Анимой, когда такой мужчина готов и имеет настоящих подруг среди женщин,
Если мужчина имеет потребность принижать, унижать, подавлять женщин, то он совершает насилие над своей внутренней подругой, которая забивается вглубь и страдает… Разумеется, подобное поведение мужчины имеет свои причины, и, как правило, такое происходит, когда его душа сама подверглась насилию. Со временем Анима накапливает мощные подавленные энергии и может отомстить. Ведь она - это выражение свободы и креативности мужчины, его тяги к новым открытиям, экспериментам и новым ощущениям. И если эта внутренняя сила постоянно подавляется, то она превращается в негативную Аниму.
Негативная Анима - эта внутренняя стерва, самодура и истеричка. Это она может толкнуть мужчину к поступкам, свойственным коварным и расчетливым женщинам, интриганкам. Если такая Анима вдруг овладевает мужчиной, то он из мужика может внезапно превратиться в жалкое писклявое и истеричное создание, или, если такой мужчина занимает пост, то он начинает вести себя «как высокомерная королева», вступающая в перепалку с подчиненными женщинами, начиная жить по принципу: «что хочу, то и ворочу», «чем хуже другим, тем лучше мне», «я весть такой-растакой, а вы никто и звать вас никак», а также он может начать повышать голос, визжать и стучать кулаком по столу. В таком состоянии мужчина просто невыносим, вот уж поистине он «стервенеет». К сожалению, чем ближе к кризису «среднего возраста», тем чаще подобные метаморфозы начинают посещать мужчину. «Плохое настроение», «апатия», «ворчливость», «вечное недовольство» и «словесный зуд» - также месть подавленной Анимы. Самое неприятное, что часто мужчины понимают, что с ними творится что-то не то, и испытывают если не угрызения совести, то сильную досаду по поводу своего поведения, но сделать с собой ничего не могут.
Если Анима мужчины не развивалась и не взрослела, ну например, когда в отношениях с женщинами мужчина играл роль «сына»,
Наша внутренняя Ева дана нам для того, чтобы мы осознали свою целостность и внутреннюю полярность одновременно. С ней нужно считаться и устанавливать своеобразный диалог в течение взрослой жизни. Именно правильные отношения с ней помогают пережить мужчине свой рубеж более менее достойно и без серьезных потерь. Важно еще учитывать, что в силу интенсификации жизни, и раннего взросления мальчиков этот рубеж стремительно молодеет и проблемы сорокалетних, становятся проблемами тридцатилетних. Так что бес может долбануть в ребро, когда в бороде нет еще ни единого седого волоса.