О «мастерицах блуда» всех времен

Невозможно назвать ни одну страну мира, в которой не существовала бы продажная любовь. Ее формы и «антураж» зависели от культурных и экономических особенностей конкретной страны. В древности ритуал «секс в обмен на деньги» был связан с мистикой и религиозными культами…

Первые упоминания о проститутках есть еще у Геродота:

«На протяжении всего Великого Шелкового Пути стоят они - мастерицы блуда, ненасытные до платы и не боящиеся растления.»

Геродот: «Путешествие в страну восходящего солнца»

Гетеры, кокотки, содержанки, куртизанки - пока на свете есть мужчины, представительницам этой тяжелой профессии безработица не грозит. По крайней мере, до сих пор исключений из этого правила не было!

По одной из версий, слово «проститутка» образовалось от латинского глагола prostituere, который дословно переводится как «(себя или кого-то еще) выставить наружу, на улицу», что означает «предложить себя для связи». В Греции женщину легкого поведения называли «щеголихой сточных канав», римляне величали ее «волчицей» или «шкуркой».

По закону царя Хаммурапи все (!) юные женщины были обязаны однажды отдаться мужчине и отдать полученные от него деньги в храм.

Так называемая храмовая проституция существовала не только в Вавилоне, но и в Ассирии, Египте и в Персии. Половой акт со жрицей должен был обеспечить благосклонность богов, плодородие земле и тучность скоту.

Античность: Греция и Рим

В Афинах женщины подразделялись на несколько классов:

* Гетеры для удовольствия (общение с ними было еще и гимнастикой ума)
* Конкубины (наложницы) для ежедневного телесного удовлетворения
* Жены для воспроизводства законных наследников и ведения хозяйства в доме.

Кроме того существовал еще особый вид проституции, известный примерно с 6 века до нашей эры. В обязанности «девочек с флейтами» входило развлекать гостей на пирах - сначала музыкой, а потом и плотскими утехами.

Вскоре понятие «девочка с флейтой» стало синонимом выражения «дешевая проститутка» (цена удовольствия равнялась 2 драхмам - столько получал гребец за один день). Неудивительно, что поэт Анакреон называл таких проституток «цистернами» (для сбора спермы).

Однако такое презрительное отношение на гетер, клиентами которых были богатые и знатные мужчины, не распространялось. Самыми известными из них были Аспасия - подруга, а затем жена Перикла, властителя Афин (чтобы послушать ее рассуждения, к ней в гости часто наведывался Сократ) и Таис, возлюбленная Александра Македонского - обе были очень красивыми, образованными и умными женщинами.

Общение с гетерой было роскошью, которую мог себе позволить далеко не каждый. Этой привилегией обладали политики, философы и аристократы. Гетера была вольна выбирать себе мужчину - например, в Афинах жаждущий встречи мог оставить ей сообщение на специальной доске - Керамике, установленной в центре города, если она была согласна, то отвечала на послание, подписывая время и место встречи.

Купить «любовь» можно было в частных борделях, гостиницах, пивнушках и в… булочных, где проститутки торговали лепешками в форме мужских и женских гениталий. Также имелись путаны, бродившие по ночам около могил, проститутки - толстушки, девушки, ведущие промысел в гостиницах, «гастарбайтерши», приезжавшие время от времени из деревень в город, чтобы заработать и.т.д.

Рабочая «униформа» выглядела довольно вызывающе: женщины выставляли напоказ грудь и отдавали предпочтение коротким нарядам (часто со шнуровкой), сшитым из пестрых восточных тканей. Обычные горожанки носили закрытую обувь - путанам дозволялось носить открытые сандалии, подчеркивающие красоту ног.

Завершали облик густо подведенные глаза, выбеленное лицо, удушливое парфюмерное облако, высветленные волосы или блондинистый парик (в ту пору блондинки считались более эротичными) и проэпилированная зона бикини - чтобы взять с клиентов подороже.

Приток свежей рабочей силы обеспечивали рынки рабов. Клиентами очень часто были легионеры, которые по закону не имели права жениться. С 40 года от рождества Христова проституток облагали налогом - unus concuubitus (стоимость одного полового акта в день) нужно было отдать государству.

Средние века

В Средневековье отношение людей к проституции было двойственным: с одной стороны, секс считался грехом, супруги должны были заниматься им исключительно для того, чтобы обзавестись наследниками.

С другой стороны - на законодательном уровне ее никто не запрещал. Более того, в 12−13 веках во многих европейских странах один за другим стали появляться бордели, организованные государством (!).

Функционировали они при одном-единственном условии - по воскресеньям и церковным праздникам заведения должны были быть закрыты. В крестовых походах солдат сопровождал обоз с маркитантками, официально снабжающими их разными полезными мелочами и неофициально - сексом.

Средневековые жрицы любви, начиная с 13 века, были обязаны носить специальный знак или предмет одежды, чтобы никто не спутал их с порядочными женщинами. В Страсбурге - пальто особого покроя, в Вене - желтый шарф, шириной в ладонь, в Гамбурге, Цюрихе и Берне - красные чепцы и желтые полоски на туфлях, в Тулузе - белые банты, в Лейпциге -желтые накидки с синей каймой, в Дижоне и Авиньоне - белые повязки на рукаве, в Болонье - капор с погремушками.

В 15 веке отношение к продажной любви буквально за пару десятилетий стало гораздо жестче, поспособствовали этому реформация, инквизиция и… распространение сифилиса. Женщин, продававших свое тело, называли «воротами дьявола».

Ряды проституток часто пополнялись благодаря торговцам людьми так в Германии молодых женщин отправляли в бордель за долги… мужа или родителей.

Ренессанс

Дам полусвета поклонники осыпали драгоценностями и боготворили. Если пределом мечтаний обычной женщины было замужество, влекущее за собой полное и безоговорочное подчинение супругу, то куртизанки сохраняли свою независимость и имели стабильное финансовое положение.

Так называемые «Честные куртизанки» имели широкий спектр интересов - от театральных подмостков до живописи - и стремились расширять отнюдь не только свой сексуальный опыт. Дружелюбные, остроумные, интересные, всегда хорошо одетые, ухоженные, готовые вести беседу на любые темы, они выгодно отличались от прочих женщин.

Бьюти-программа куртизанок была весьма насыщенной - они снимали налет с зубов салфеткой, перед тем, как встать с постели, затем тщательно полоскали рот чистой водой, омывали тело травяными отварами несколько раз в день, затем прислуга обтирала их льняными полотенцами, служанки же делали им маникюр и педикюр.

При необходимости куртизанки румянились, чтобы освежить цвет лица после бессонной ночи, часами сидели на террасах, нанеся на волосы специальный состав для осветления, выпуская их наружу из широкополых соломенных шляп без донышка - блондинки и тогда были в фаворе.

Куртизанки носили наряды из дорогих, богатых тканей, украшенные драгоценными камнями, расшитые жемчугом и золотом. Довершали образ колье и браслеты, диадемы и цепочки, и, конечно, духи и благовония.

Указ о том, что жрицы любви не имеют права носить одежду из дорогих тканей с вышивкой и украшения, остался на бумаге. Правда, куртизанки начали носить длинные накидки, чтобы скрыть под ними роскошные платья.

В конце 15 - начале 16 века венецианских проституток, проживавших в специальных кварталах, обязали сидеть напротив окон, свесив наружу ножки и обнажив грудь, чтобы не допустить развития эпидемии гомосексуализма.

Индустриализация

В 18−19 веках, во времена индустриальной революции, когда поток людей хлынул в города, в которых было сосредоточено производство, проституция очень быстро приобрела массовый характер и стала невероятно популярной - так в Лондоне в 1839 году на 800 000 населения приходилось 80 000 жриц свободной любви!

Однако нищие проститутки, способствующие криминализации общества и распространению венерических заболеваний, положили конец терпению властей. Во всей Европе были приняты законы, направленные против проституток. Те, кто остался верен своей профессии, должны были регулярно (2 раза в неделю) проходить медосмотр.

У женщин легкого поведения началась очень тяжелая жизнь. В Вене, начиная с 1885 года, проституция была объявлена вне закона, за нарушение полагался штраф до 200 крон или арест сроком до 8 дней, при рецидиве дело могло дойти и до суда.

Полицейские следили за тем, чтобы путаны искали клиентов в специально отведенных для этого местах, не высовывались из окон и дверей, дабы не оскорблять своим видом достопочтеннейшую публику.

Работницы борделей часто носили туники с глубокими вырезами, прозрачные ночные рубашки, трико и корсажи, и, конечно, чулки. Подведенные брови и ресницы, щедро напудренные щеки и напомаженные губы также были в порядке вещей.

История «ночных бабочек» в 20 веке - это тема для отдельной статьи, хочется заметить только одно - ситуация практически не изменилась. Сколько бы власти не боролись с продажей услуг сексуального характера - воз и ныне там.

Продвинутые голландцы в 2000 году решили сделать их абсолютно легальными, руководствуясь примерно таким соображением - то, что нельзя уничтожить, необходимо, по крайней мере, взять под контроль.

Официально зарегистрированные жрицы любви имеют все гражданские права работающих - например, получают социальные пособия. Доходы от секс-индустрии в этой стране составляют около 5% национального дохода.

Проституция легализована в Турции, в Германии (с 2002 года) - для граждан Евросоюза. Более лояльными по отношению к путанам стали законы в Швейцарии, Италии, Венгрии, Новой Зеландии и Австралии.