Однажды по случаю торжества в столице пять путников шли вместе в этот город на великий праздник. Дорога была дальней и неизученной для них, и так как проводника с ними не было, каждый сам для себя решил, что в пути он будет полагаться исключительно на свои силы и свой ум. Сначала они шли все вместе, пока путь их проходил по степной местности, но когда они дошли до труднопроходимой долины, то у них возникли серьезные разногласия касательно того, как и где им идти дальше. Немного поспорив между собой и не придя к общему мнению, они решили разделиться и каждый пошел тем путем, который счел более разумным для себя.
Первый сказал: «Я пойду в обход этой долины и беспрепятственно достигну своей цели».
Второй сказал: «А я сначала зайду в вон то селение и поищу проводника».
Третий сказал: «А я предпочитаю разумные трудности, поэтому проложу свой путь по подножию вон той горы и спокойно дойду до города».
Четвертый сказал: «Нет, все это далеко и опасно, я лучше попытаю свою удачу на той дороге, что ведет почти в нужную сторону, а вдруг мне повезет».
Ну, а пятый сказал так: «Лично я пойду прямо к своей цели, потому что если я начну искать другие пути, то либо опоздаю на праздник к царю, либо забреду не туда».
На что другие четверо воскликнули хором: «Безумный, это же верная смерть, идти по бурелому леса, в котором еще и волки могут повстречаться! Избери лучше другой путь». Но пятый отказался и, оставшись при своих мнениях, каждый своей дорогой отправился в путь.
Первый на полпути забрел в болота и утонул, второй в селении повстречал женщину, которая, обольстив его, дальше идти никуда не пустила, третий сорвался в пропасть на переправе через расселину у подножия горы и разбился насмерть, четвертый попал в руки к разбойникам на дороге и был продан в рабство, ну, а пятый с огромным трудом пробрался через весь бурелом огромного леса и, неоднократно отбившись от стай волков, еле живой все же достиг заветной цели и удостоился чести побывать на свадьбе у царя.
(Дорога к истине подобна крайне трудному пути, и тот, кто хочет ее достичь, не должен искать легких путей, ведь все пути, кроме одного, ведут нас в сети заблуждений.)