История декоративной косметики и макияжа
Люди всегда стремились быть красивыми. Истоки «искусства украшать себя» (так переводится с греческого слово «косметика») уходят в глубокую древность. Имеются все основания полагать, что косметика зародилась одновременно с появлением человека, осознавшего себя таковым. Хотя, и это естественно, стремление к чистоте и украшению своего тела, а в дальнейшем и избавление от его недостатков с помощью различных средств на протяжении существования человечества выражалось по-разному.
В самую раннюю пору развития человеческого общества косметика применялась преимущественно как декоративная: чаще всего перед военными набегами, ритуальными танцами по случаю удачи на охоте, религиозными обрядами
Рецепты египетских «косметологов» способствовали распространению «искусства украшать себя» в различных странах, его дальнейшему совершенствованию. В эпоху династии Птолемеев ярко разукрашивали себя не только цари и царицы, знатные люди, но и рядовые женщины, воины, ученые, даже жрецы. Помимо людей, «иллюминировали» также священных кошек, статуи богов и мумии. Ассириянки чернили брови и ресницы, лакировали свои лица особыми составами, которые, подсыхая, придавали лицам «блеск и твердость эмали». Гримировались также и асссирийские мужчины, носили парики, накладные бороды. Иудейские женщины сурмили веки, брови, окрашивали ногти красной" краской. Наиболее распространенный комплект косметических средств восточной женщины в основном состоял из хны, басмы (красить волосы, ногти и пр.), румян, белил, сурьмы (придать глазам блеск), золотой фольги и «галия» - особой ароматической смеси, которой разрисовывали искусственные мушки. Иные же знатные люди применяли и более семи снадобий, названных выше, в их числе и благовония.
Косметические пластические операции с целью исправления форм лица впервые начали практиковать в Индии. Широкое распространение ринопластики (исправление форм носа, а также его восстановление) объясняется тем, что в Индии за некоторые проступки отрезали носы или уши, так что приходилось прибегать к помощи хирургов, чтобы устранить дефект. Индийские женщины чернили брови, белили лицо и шею, золотили губы, подкрашивали щеки и ресницы, покрывали красной краской ногти, коричневой - зубы.
Во времена халифата Багдад славился благовониями и косметикой. Мода на них перекинулась из Средней Азии в Закавказье. Среди благовоний особенно высоко ценились смола и сабура (дерево алоэ), медвяной сахар, камфара, семена руты, рейхан (базилик) и др. В качестве «духов» в ходу были мускус, амбра, камфара, мирра, шафран, алоэ, масло чайной розы, розовая вода. Эти благовония исстари ценились и на Ближнем Востоке, а в средние века - в Греции, Риме и Франции.
В южных странах жаркое солнце способствует быстрому увяданию и пересыханию кожи, что вызывало здесь потребность в применении в первую очередь жировых веществ. Кислое молоко, главным образом овечье, так называемый катык, в уходе за кожей и волосами стало очень важным средством. Катык почти начисто избавляет от веснушек и пигментных пятен, кожа приобретает прекрасный цвет, становится нежной, гладкой. Недаром среднеазиатки отличаются длинными, густыми, шелковистыми волосами - это действие кислого овечьего молока. Кожу смазывали и оставляли на несколько часов, а волосы густо до корней намазывали им, слегка втирая в кожу, голову обвязывали платком наподобие тюрбана, шли на 1−2 часа в баню, затем смывали. Катык иногда заменяли йогуртом - снадобьем, приготовленным из молока других животных. Запах кислого молока на волосах, устойчиво державшийся, смягчали добавлением в воду, которой прополаскивали волосы, процеженного настоя золы и ароматическими веществами. Волосы часто окрашивали хной и басмой в густочерный или с рыжеватым оттенком цвет. Мужчины не отставали от женщин - красили бороду и усы в черный или рыжий цвет.
В Европу косметические средства (преимущественно аравийские) и способ приготовления розовой воды занесли крестоносцы. Раскопки могил древних греков позволили установить, какие косметические средства использовали женщины Эллады. Чистый углекислый свинец они применяли вместо белил, а искусственная киноварь служила румянами. Кармин - красная краска добывалась из кошенили. По античному мифу, даже богиню Афродиту уличили в подкрашивании и пудрении лица перед состязанием небо-жительниц. Кстати, пудры делали из растертых в порошок пахучих цветов, ароматические вещества использовали как средство от пота, посыпая лицо, тело, одежду, постель. Глаза гречанки подводили раствором копоти от сгорания особой эссенции.
С особой тщательностью греки ухаживали за волосами. В большом почете густая, пышная шевелюра была и в Древнем Риме. Женщины стремились иметь белокурые волосы и нашли способ превращать Их из черных в белые или светлые. Секрет был разгадан. Женщины мыли волосы мылом из козьего жира и золы букового дерева, затем обесцвечивали их на солнце. Целыми днями богатые черноволосые венецианки медленно проводили по волосам маленькой губкой, превращая себя в блондинок. Позднее научились обесцвечивать волосы перекисью водорода.
Парикмахеры, делавшие прически дамам и брившие мужчин, впервые появились в Афинах. В Древней Элладе было принято, чтобы все мудрецы носили длинные бороды, а люди обыкновенные - покороче. Признаком изнеженности и порочности был бритый подбородок у молодого человека. Вот почему надолго запомнилось событие, когда Александр Македонский накануне битвы при Аребела отдал приказ, чтобы воины были бритыми: этим он в известной степени оскорбил своих педагогов-философов.
Гиппократ в своих трудах о кожных болезнях избавлению от косметических дефектов посвятил целый раздел. Особое значение он придавал притираниям, с помощью которых обещал женщинам освежение увядающей или восстановление увядшей красоты. Ученик Гиппократа, его последователь Диокл, предписывал гигиенические ванны и массаж, а также различные масла и мази, смягчающие кожу. Им был создан солидный, в четырех томах, труд по косметике - об уходе за волосами, их окраске, за кожей лица, глазами, зубами, носом, руками. Диокл предложил многочисленные косметические препараты, устраняющие запахи изо рта и носа, от пота, по выведению пигментных пятен, смягчению кожи, для чистки зубов, ароматизации тела и платья
Большое распространение косметика получила в Риме. Красками, притираниями, мазями римлянки пользовались охотно. Им были знакомы различные средства по удалению волос там, где они не нужны. Они, скажем, владели способом введения в волосяные мешочки горячих игл. Римлянки знали, как похудеть или немножко пополнеть, освежить кожу путем отслойки надкожицы (нередко при помощи золы), умели бороться с запахом пота. Они не только успешно избавлялись от волос (например, посредством негашеной извести), но и занимались их усиленным ращением (используя высушенных и растертых в порошок лягушек или ящериц). Декоративной косметикой женщины в Риме занимались в массовом порядке, едва ли не «поголовно». В середине 14 в. в Италии появилась первая специальная литература по косметике, авторами которой были Джиованни, Маринелло, Баптиста, Поста, Сцебелла, Картезе и др. Известный венецианский врач Джованни Маринелло написал популярную книгу, в которой, в частности, рекомендовал женщинам ароматические ванны для сохранения кожи в молодом и свежем виде (к примеру, из винного настоя миртовых листьев); порошок, всасывающий пот, из роз, индийского колоса и мирры
В погоне за модой трудно придерживаться «золотой середины». Так, дамы в 17-м столетии слишком усердно пользовались румянами, намазывая ими губы, щеки, брови и даже грудь. В столь же большом количестве расходовались и белила, а ведь они содержали губительную ртуть. А мушки, служившие маскировкой незначительных дефектов лица, становились все больше по размеру, прихотливее по форме и наклеивались в невероятном количестве (по 6−15 штук). Про свою современницу, высокопоставленную особу, римский поэт Марциал сказал: «Ни один мужчина не может утверждать, что он ее любит, так как-то, что он в ней любит, ей не принадлежит, а то, что ей принадлежит, - любить невозможно».
И хотя в конце 18 в. от большинства прежних чрезвычайно сложных и не всегда полезных косметических средств отказались, их заменили простые, гигиенические, например, обмывания и обтирания бобовой мукой, а в конце 19 - начале 20 в.в. стали широко применять массаж, водные процедуры, электрический ток
Процветала алхимия. Косметика лишилась какой-либо научной основы. Вместе с сомнительными рекомендациями, правда, существовали и вполне современные и действенные рецепты, в которых были использованы и богатый опыт предшественников, и зарождающаяся наука, хотя многие из них держались в строгом секрете, передавались от отца к сыну, поэтому для большинства людей они были загадочными, как и те, мистически-алхимические…
В России активное внедрение заграничных мод началось при Петре I. Царь издал специальный указ об обязательном бритье бороды. Он также «повелел» дворянам носить длинные до плеч завитые волосы или парики, мода на которые особенно распространилась в период царствования Екатерины II. В применении средств для ухода за кожей наблюдалась огромная разница между ассортиментом, практиковавшимся в народе, и «косметикой» богатых слоев, знати. В гигиеническом уходе за кожей, за ее чистотой народ основную роль отводил умываниям и бане. Мылом пользовались только имущие, остальные - щелоком (настоем золы), а белье стирали нередко с моющими глинами. В городах также было много бань, преимущественно общественных.
До 18 в. русские женщины из простонародья в качестве косметического средства применяли с большим успехом хлебный квас, простоквашу, сметану, рассол от соленых огурцов (в плодах много молочной кислоты, образующейся под действием соответствующих бактерий во время соления и хранения), толокно, свежее молоко, яичный желток, растительные соки и жиры
Несколько позднее стали применять белила («личную помаду»), нанося их на лицо тончайшим слоем. Знатные русские женщины белились много. И румянились чрезмерно, порой неискусно; красивые от природы, иные из них совершенно искажали лица, кладя на щеки столько краски, что казалось, будто кто-то размалевал их кистью. Они раскрашивали себе шею и руки - белой, голубой и коричневой красками, сурьмили ресницы и брови (нередко самым уродливым образом), чернили светлые и белили черные брови. Княгиня Чекасская, особа, красивая собой, не хотела румяниться, но тогдашнее общество (в царствование Михаила Федоровича) издевалось над нею - так силен был обычай. Совсем по-иному в этом отношении обстояло в простонародьи. Девушки из низших сословий румянились редко, да и надобность в этом мало ощущалась - природный румянец выручал. А при случае пользовались окрашенной в красный цвет бумагой, которой натирали влажные щеки. Чаще же всего для этой цели использовали бодягу, вызывавшую раздражение нервных окончаний, прилив крови. Волосы крестьянки смазывали деревянным (оливковым) маслом или репейным.
В 17 и 18 вв. замечается резкое повышение потребления знатью парфюмерных, а особенно косметических средств. Конец 18 и особенно середина 19 вв. стали поворотными в истории отечественной парфюмерно-косметической промышленности. В конце 18 в. в Москве открылась первая парфюмерно-косметическая фабрика, владельцем которой был купец