АССИРИЙСКИЕ СКАЗКИ

Раньше, говорится в нашей легенде, не так было. В былые времена в Хаккяри - горах Ассирии люди жили долго. Они прилежно - от зари до зари - работали, и их никогда не покидала бодрость духа. Но наступала старость, и они теряли силы, хотя умирать и не спешили.
Может поэтому был у горцев такой обычай: старший из сыновей должен был избавить свой род от того, кто становился немощным. Сын брал отца на плечи, подымался с ним на самую высокую скалу, а там старик сам бросался в глубокую тёмную пропасть, где покоились останки предков.

В горной деревушке жил со своими сыновьями, внуками и правнуками древний старик по имени Хнанышу. Зимой он целыми днями грелся у очага, а летом сидел на солнце. Вот уже несколько лет, как он не делал никакой работы по дому. А так как жизнь была очень тяжелой и в доме нельзя было держать лишнего едока, то вскоре сави Хнанышу предстояло расстаться со своим родным очагом. Старший сын Овдышу все старался отсрочить этот день, но жена его Шарби не давала мужу покоя ни днем, ни ночью. Она все твердила, что ей надоело ухаживать за стариком, кормить его, убирать за ним и умывать… Волей-неволей пришлось Овдышу подчиниться требованиям жены.
Как только солнце стало прогревать землю и ласкать вершины гор, природа стряхнула с себя шубу зимы и нарядилась в одежду невесты-весны. Позеленели луга, распустились почки на деревьях, в садах и лесах запели соловьи. И у людей на душе стало весело и привольно, и только одно омрачало их радость. В начале мая все только и толковали о дедушке Хнанышу, жалея, что на днях придётся расстаться с ним.

В тот день дедушка Хнанышу проснулся рано и попросил вынести его на солнце. Он долго и неподвижно сидел и все глядел в даль, никого и ничего не замечая, только губы его незаметно шевелились: сави читал молитву. Очень скоро вокруг него собралась вся деревня. Первой подошла к нему младшая невестка. Она умыла его накормила и напоила. Затем к нему подошёл старый шамаша Курякус. Кряхтя и кудахтая, как старая курица он прочёл на древнеассирийском языке молитву и, благословив старика, отошёл в сторону. После молитвы стали подходить люди для прощания, сначала родственники, а затем и остальные жители деревни. Они целовали его седую голову и щекой касались его щеки. Потом к нему приблизился старший сын Овдышу, ловко поднял отца к себе на плечи и понёс в последний путь. В этот момент поднялся такой плач, что казалось, что над деревней нависла смертельная опасность.
Овдышу шёл медленно, неторопясь, в направлении «чамчама» - пропасти. Ему нужно было подняться на гору по узкой ропинке, пройти через небольшой дубовый лес и прийти к камню, у которого положенно было передохнуть и сказать последний раз: «прощай».
На расстоянии ста с лишним локтей от камня высилась чёрная скала - цель пути.
Наверх нужно было взбираться по лестнице, высеченной в скале смерти. На самой верхушке находилась площадка примерно в три локтя ширины и пять локтей длины. Сын должен был принести туда отца, поставить его на ноги и тотчас же уйти. Старик становился ллицом к востоку, крестился, делал два шага вперёд и летел в бездонную пропасть.
Когда Овдышу присел отдохнуть и посадил рядом с собой отца, он вдруг заметил, что старик всхлипывает. Сын очень удивился: «Как это так, - подумал он, - отец, который был лучшим охотником на диких кабанов, пантер и медведей, отец, который прожил дольше чем кто-либо, отец, которому должна была надоесть жизнь, - вдруг плачет». И Овдышу спросил: «Отец, неужто ты испугался смерти?»
Отец приподнял голову, обнял сына и дрожащим голосом сказал:
-- Нет, сынок, не от того я плачу, что мне себя жалко, а от того, что мне жалко тебя.
Сын удивился ещё больше и сказал:

-- Отец, я совершенно здоров и один на один готов встретить медведя, почему же ты меня жалеешь?
-- Мне жалко тебя потому, что когда-нибудь придёт день, когда ты тоже состаришься и никому не будешь нужен. Тогда твой сын возьмёт тебя на плечи, и понесёт по этой тропе, и бросит тебя вниз в пропасть. Вот почему я плачу, дорогой сынок.
Овдышу смущённо молчал. Отец вытер рукавом слёзы и сказал:
-- Ну, а теперь, пора в путь.
Тут Овдышу поднял отца на плечи и отправился назад в деревню.
Так мудрый Хнанышу показал народу, как несправедлив и жесток древний обычай.
И хорошо, что старики теперь живут с нами. Если бы ни они - кто рассказал бы о прошлом?..