Само словосочетание «советский юмор» задаёт точку отсчёта для конкретных размышлений. В этой связи советский юмор оказывается тесно связанным с феноменом советской ментальности. Более того, такой юмор не мог возникнуть вне этой ментальности, но напротив он - её дитя, унаследовавшее от неё специфическую генетику, форму и содержание. Поэтому для того, чтобы адекватно понять данный вид юмора, следует обратить внимание на сущностные черты соответствующей ментальности.

В самом деле, разговор о советском юморе вряд ли будет адекватным в отрыве от рассмотрения условий существования определённого общества (советское общество) в определённый момент времени (1922−1991 гг.). Другими словами, нас здесь интересуют главные черты юмористической жизни, территориально прикреплённой к государству, в бытность свою занимавшему 1/6 часть обитаемой суши и просуществовавшему 69 лет.

Только вдумайтесь: 1/6 часть суши (а это территория Европы и Азии) воспринимала и генерировала юмористические жизнеформы в довольно специфической тональности почти 70 лет!

В чём была специфика этой тональности? Ошибиться практически невозможно - в идеологии, в частности, в не чрезмерных отклонениях от генеральных политико-идеологических линий КПСС. К сожалению (или к счастью, кто знает?), на российской почве весьма причудливо приживаются идеи, рождённые в недрах западной интеллектуальной жизни, поэтому и советский юмор представляется явлением весьма оригинальным. Здесь нужно указать ещё на такой важный момент, как степень цензуры и дозволенности: в период хрущёвской оттепели, юмор в СССР дышал свободнее, чем, скажем, в сталинские времена.

Ну, а ко времени заката Советского Союза зритель и вовсе мог видеть смелые, демократичные картины (к примеру, фильм «Бакенбарды» Ю. Мамина, изобилующий весьма откровенными сценами для старших поколений). Впрочем, в чём-то похожие прецеденты наблюдались раньше: вспомним знаменитейшую «Бриллиантовую руку» с гениальным Ю. Никулиным, ту сцену, кульминацией которой были слова «Не виноватая я! Он сам пришёл!» Любопытно следующее: если в советским комедийных кинофильмах и появлялись «прозападные» персонажи, то они выставлялись в не самом лучшем.

Идеологема врага, деление на своих (хороших) и чужих (плохих) красной нитью проходит через всю общественную мысль СССР, в том числе через юмористический дискурс. Тем не менее, столь жёсткие (во всяком случае, для нормального функционирования юмора) рамки не могли помешать появлению таких шедевров как «Джентльмены удачи», «Тот самый Мюнхгаузен», «Афоня», etc. Многие фразы из этих (и других чудесных) картин стали крылатыми, вошли в наш повседневный язык, стали применяться в контекстуально схожих ситуациях («Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся - гипс», «Кто же его посадит? Он же памятник!», «Чувствуйте себя как дома! Да не забывайте, что в гостях!»…), а это фактически узаконивает их юмористическую яркость, ценность и гениальность. Заметим, юмор в СССР уверенно существовал не только в кинематографическом виде. Ярко выделялось искусство клоуна, довольно свежо для того времени выглядел Кабачок «13 стульев», ну юмористические песни В. Высоцкого по-прежнему очаровывают выдающейся оригинальностью…

Юмористический и актёрский гений Л. Филатова (известный, помимо прочего, по стихотворной сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца») в своё время высоко оценил популярный комик А. Ревва.

Поэтому представление, согласно которому в Советском Союзе юмора не было, является таким же забавным мифом, как и утверждение о том, что при коммунистах не было ничего хорошего. Конечно же, хорошее было, но пресловутый феномен «слепоты современника» все ёще неискореним. Было не только налаженное производство, высокое уважение физического и умственного труда, но и смех, радость, веселье, пусть и довольно своеобычные.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в прошлом мы можем находить ярчайшие образцы юмористического гения, светящегося в фильмах, ТВ-передачах, сказках, музыкальных композициях через непростые идеологические барьеры и толщи, и свет этот, каким бы тусклым временами ни казался, напоминает об актах честного и искреннего жизнеутверждения. Вдохновение можно найти не только в настоящем и не только в устремлённости к будущему. Но и в нашем прошлом. В том прошлом, которое было ближе нашим мамам и папам. В том прошлом, которое, возможно, и обусловило встречу наших мам и пап. Кто знает - может быть, настоящий ты появился (появилась) на свет благодаря весьма удачной, хлёсткой и запоминающейся шутке, услышанной будущей мамой от будущего папы в пределах страны, навсегда оставшейся в прошлом.