Первая в мире художница Артемизия Джентилески

В XVII веке папы, стремясь превратить Рим в красивейший город христианского мира, покровительствуют искусству. В Риме работает множество художников, а самый знаменитый из них - Караваджо, вокруг которого вскоре образовалась целая школа. Лучшим и талантливейшим учеником этой школы считается Орацио Джентилески Ломи, отец Артемизии. В Риме им написаны фрески для Ватиканской библиотеки.
В семье Джентилески у 30-летнего Орацио и его 18-летней жены Пруденции 8 июля 1593 г. родилась дочь Артемизия. После нее в семье родилось еще четверо сыновей, двое из которых умерли в младенчестве. Детство и девичество Артемизии совпали с огромными изменениями в судьбе Рима: создавались крупные архитектурные ансамбли, церкви и дворцы, которые Орацио часто расписывал вместе с Караваджо. Просвещенный Орацио дал Артемизии хорошее образование, а в мастерской отца она научилась технике живописи. Ей исполнилось 12 лет, когда в декабре 1605 года во время родов умерла ее мать и с этого времени Артемизия становится ученицей своего отца.
Мастерство молодой художницы росло так быстро, что к шестнадцати годам она стала настоящей художницей. Так же, как у отца, ее работы создавались под влиянием Караваджо. И уже в 1609 году Артемизия пишет большую картину «Мадонна с младенцем». Через год появляется «Сусанна и старцы». В 1610 году начата картина «Играющая на лютне», напоминающая «Лютниста» Караваджо.
Отец считал, что Артемизии необходимо получить уроки построения перспективы у его приятеля художника Агостино Тасси. С ним вместе они в 1611 - 1612 годах расписывали стены дворца Распильози в Риме, где на фреске «Концерт Аполлона и муз» моделью одной из муз была Артемизия.
Учеба у художника Тасси, отличавшегося предосудительными нравами, обернулась для Артемизии печальной историей: учитель обесчестил ученицу. Отец, будучи в курсе происшедшего, надеялся, что Тасси женится на его дочери, и долго не мог поверить в вероломство своего компаньона. Только после настойчивых просьб дочери он подал на Тасси в суд. В суде выяснилось, что Тасси давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец. Чем всё закончилось - известно.
После окончания судебного процесса отец выдал Артемизию замуж за флорентийского художника Пьерантонио Стиаттези и, как поговаривали, небезвозмездно. Свадьба состоялась 29 ноября 1612 года (через два дня после заключения Тасси в тюрьму). Артемизия отказалась от фамилии отца, но не приняла и фамилию мужа, а взяла фамилию дяди Аурелио, который сократил свою полную фамилию до просто Ломи. Правда, в дальнейшем она все-таки подписывала свои картины и фамилией Джентилески.
Через пару недель после венчания молодожены переехали во Флоренцию, где Артемизия проявила себя как успешная художница. Но события, которые сказались на ее эмоциональном состоянии, отразились в картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612 - 1613 гг). На полотне изображена Юдифь в момент, когда она отрубает голову Олоферну. Ее решимость, ее твердая рука, потоки крови и блестяще выписанные ткани, свет, освещающий сцену насилия, - всё выполнено в стиле Караваджо, но значительно жестче, чем у великого мастера. Интересна картина и тем, что в образе Юдифи Атремизия изображает себя, а в образе Олоферна - ее обидчик Тасси. И в дальнейшем Атремизия много раз изображала женщин, подвергшихся мужскому насилию, или тех, которым удалось одержать верх над мужчинами.
Во Флоренции у Артемизии сложились хорошие отношения с наиболее уважаемыми художниками того времени. Ей покровительствует герцог Козимо II Медичи, с его дочерью Кристиной она в дружеских отношениях. Она дружит и состоит в активной переписке с приближенным к дому Медичи Галилео Галилеем (сохранились 28 писем к нему). Именно Галилей уговорил Козимо II Медичи заказать у Артемизии новый вариант картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Ее значимость как художницы выросла настолько, что в 1616 году она стала первой женщиной-академиком флорентийской Академии живописного искусства.
В флорентийский период жизни Артемизией создаются прекрасные картины: «Святая Катерина», божественной красоты «Ангел» и «Минерва», «Кающаяся Магдалина», «Иаиль и Сисара». Она в прекрасных отношениях с племянником Микеланджело - Буонаротти-младшим, который заказал художнице серию картин для Дома Буонаротти.
О том, каковы были ее взаимоотношения с мужем в этот флорентийский период, известно немного. Он появляется тогда, когда ему требуются деньги и ей приходится регулярно оплачивать его долги. Даже рождение детей (из четырех выжили только две дочери Пальмира и Пруденция) не изменили его. Финансовые проблемы, не прекращающиеся из-за мотовства мужа, нарастали и Артемизия принимает решение покинуть Флоренцию.
С 1621 года она работала в Генуе, где ею написаны «Лукреция» и «Клеопатра». Затем Артемизия перебралась в Венецию, где знакомится с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой. В 1622 году вместе с мужем и дочерьми она возвращается в Рим, где ее считают выдающейся художницей и первоклассной портретисткой. Через год для мужа Пьерантонио Стиаттези снимается новое жилье и с этого момента они живут порознь.
Во Флоренции Артемизия начала работу над портретом главы правительства республики и заканчивает его в Риме. Кроме того, в Риме был закончен заказанный еще Козимо II Медичи второй вариант картины «Юдифь и служанка» и выполнена картина «Магдалина - аллегория Меланхолии».
В 1630 году Артемизия Джентилески переезжает в Неаполь. К этому году она стала столь знаменитой, что ей заказывают полотна знатные особы, среди которых Филипп IV Испанский, Людовик XIII, представители духовенства. Она впервые получила заказ на фресковую роспись церкви в городке Поццуоли под Неаполем. Там она выполнила три больших картины.
Ее работы настолько популярны, что многие заказчики просят их повторить: так появляются авторские копии Юдифи, Клеопатры и Магдалины.
В последующие 2−3 года создаются «Благовещение Марии», «Рождество Иоанна Крестителя», «Слава».
Артемизия много лет не видела своего отца, который с 1625 года служил придворным художником английского короля Карла I. И когда художница получила от него письмо, от единственного мужчины, которого искренне любила, - от своего отца, Артемизия в начале 1638 года, бросив всё, уезжает к нему в Лондон.
В письме Орацио Джентилески писал, что уже стар и не может самостоятельно закончить начатые картины для потолка большого вестибюля в королевской резиденции в Гринвиче и что его замысел «Аллегории Мира и Искусства», где надо написать огромное количество муз, может воплотить в жизнь только его дочь. И Артемизия, создавая то, что задумал отец, превзошла его в мастерстве.
Здесь, в Лондоне, художнице пришлось пережить много горестных минут: в феврале 1639 года внезапно умер ее отец. После его смерти она оставалась в Англии почти два года, заканчивая картины в Гринвиче и подписывая их «Орацио и Артемизия Джентилески».
В Англии началась гражданская война. Агрессия пуритан, направленная против католиков и принадлежащих им произведения искусств, заставила Артемизию возвратиться на континент.
Через 10 лет после ее отъезда кальвинисты, казнившие короля Карла I, устроили небывалые в истории живописи аукционы, распродавая картины из королевских коллекций. На одном из аукционов всего за 20 фунтов была выкуплена кредитором короля картина, созданная Артемизией еще в 1630 году «Автопортрет в образе аллегории Живописи». Позднее она была возвращена уже Карлу II и сейчас находится в Лондоне, в королевской коллекции дворца Кенсингтон.
С 1642 года, вернувшись в Неаполь, Артемизия много работает, создавая такие произведения, как «Эсфирь перед Агасфером», «Самсон и Далила», «Сусанна», несколько вариантов купающейся Вирсавии.
До конца жизни Артемизию сопровождали непонимание, несправедливость и денежные затруднения. Интерес к художнице, гордой и независимой, добившейся европейского признания, имевшей множество покровителей и поклонников, постепенно угас. Ее могила в Неаполе потеряна. Точная дата ее смерти - неизвестна. Возможно, она умерла в 1653 году от чумы.
По-настоящему любил ее лишь отец, предопределивший судьбу дочери дважды: сначала, когда назвал девочку Артемизией (по-латыни - горькая полынь), и тогда, когда в 12 лет начал учить ее живописи.
Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник снова лишь в прошлом столетии, когда итальянский искусствовед Роберто Лонги отметил роль художницы в распространении караваджизма в Европе. В 1970 году международная феминистская организация назвала Артемизию первой феминисткой в истории человечества.
О ее жизни написано много романов, пьеса, снят фильм. Весной прошлого года в музее Майоля в Париже была открыта большая выставка художницы. А в Берлине находится отель «Артемизия 3», где всего восемь номеров и куда его владелица принимает только женщин.
Творчество выдающейся художницы XVII столетия и ее жизнь настолько переплетены, что понять ее живопись без знания ее драматической биографии невозможно, как невозможно понять искусство барокко без Караваджо и его последовательницы - Артемизии Джентилески.