1-го апреля никому не верю!
День смеха, день дурака, день юмора? Короче, «1 апреля - никому не верю»! Обычай подщучивать над друзьями и близкими именно в этот день существует во многих странах. Откуда он взялся? Есть множество интересных версий об истории происхождения этой даты. Рассмотрим самые известные из них.
Наиболее распространенная версия гласит, что День смеха возник во Франции в 1564 году в связи с введением григорианского календаря. Франция была первой страной, принявшей новый календарь. Карл IX ввел указ, переносящий начало года с 1 апреля на 1 января. Некоторые упрямо сопротивлялись, либо просто по незнанию, продолжали праздновать начало нового года первого апреля. Над ними подшучивали, дарили шуточные подарки, называли их «первоапрельскими дураками» или «апрельскими рыбами». Модной шуткой «галантных» французов было подкинуть на порог или прямо в дом «отступника» тухлую рыбу. В этот день важно показать свое остроумие и при этом самому быть бдительным, дабы не оказаться в дураках или, как говорят французы, «не остаться в рыбах». В наше время отголоском этих традиций является шутка, состоящая в цеплянии на спину «жертве» бумажной рыбы. В кондитерских магазинах Франции в этот день пользуются повышенным спросом шоколадные и бакалейные изделия в форме рыб.
Причем тут рыба? Оказывается, «Рыбная» традиция пришла с античных времен. И в Эгейском, и в Средиземном морях рыбаки открывали сезон рыбной ловли в начале апреля, когда стихали ветра, прибрежные воды прогревались и рыба стремилась ближе к берегу. Поэтому «праздник рыбы», который совпадал с началом года, был еще и праздником будущего благосостояния. Все это было актуально для рыбаков и крестьян, но никак не для представителей более высоких социальных слоев, которых обычай простолюдинов смешил.
А еще в Древней Греции 1 апреля изначально было днем богини любви Афродиты, рожденной из пены морской и охраняемой рыбами. Впоследствии этот праздник был заменен праздником бога смеха.
Уже Петр Первый отмечал 1 апреля маскарадами и шутовскими представлениями. Для него это был не единственный повод устроить балаган с приближенными, но именно этот европейский мотив запомнился придворным.
А в народе 1 апреля было языческим празднованием в честь прихода весны. По народному календарю, в этот день просыпается домовой, и потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку. Кроме того, девушки в этот день старались обмануть как можно больше людей, считая, что в таком случае женихи не проведут их, а, напротив, именно они будут водить весь год молодых людей за нос. Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме. Но, как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает. Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.