Семирадский Генрих. Русский исторический живописец

Молодые годы художника прошли в Харькове. Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в семье офицера драгунского полка. Отец служил в кавалерийском полку, в Харьковской губернии. Его жену звали Михалина. Родители будущего художника были поляками, поэтому в доме царили польская литература и традиции. Католическая религия играла большую роль в воспитании детей. Но нельзя отрицать воздействия русской культуры на юного Генриха. Он учился в харьковской гимназии, именно там будущий художник и пристрастился к рисованию. Большую роль в этом сыграл учитель рисования Д. И. Безперчий, который сам являлся учеником К. П. Брюлова. Это, благодаря первому учителю, сформировались пристрастия Семирадского в жизни и в искусстве. Несмотря на то, что родители хотели видеть сына - ученым, он добился своего и стал художником. Стоит заметить, что Генрих отучился четыре года в Харьковском университете и получил степень кандидата естественных наук. Но любовь к живописи перевесила и в 1865 году он поступает в Академию художеств Петербурга.

Окончив Академию в 1870 году, Генрих получил за свою конкурсную работу - золотую медаль и право на продолжение учебы за границей. Это давало ему возможность прожить шесть лет в любом городе Европы. Семирадский выбрал Мюнхен, который считался вторым, после Парижа, художественным центром Старой Европы. Спустя два года Генрих пишет первую крупную картину, которую приобретает Петербургская Академия художеств. Автору разрешили перебраться в Рим. Начинающий мастер представляет свои работы на самых разных выставках. Часто посещает Россию, где очень много работает. За все труды, ему присваиваются все звания, возможные на тот момент (очень часто - заочно). С 1873 года, он является академиком, спустя четыре года профессором и членом совета Императорской Академии Художеств. В частности, художник принимает участие в росписи Храма Христа Спасителя. К сожалению, все росписи погибли, но сохранились наброски. Писал автор и по заказу Русского музея. Он был избран почетным членом академий художеств Рима, Парижа, Берлина, Турина и Стокгольма. Кроме того, знаменитая флорентийская галерея Уффици, заказала художнику автопортрет, для того, чтобы расположить его в пантеоне всемирных знаменитостей.

Творчество Генриха Семирадского нельзя отнести к одной национальной или художественной школе. Оно, скорее, межнациональное. Основными темами его работ, являются сцены из религиозной и античной жизни. Мастер искал красоту во всем: в изображении природы и человеческого тела, в построении картины и в техническом воплощении своих замыслов. Его произведения можно отнести к позднему европейскому академизму, в который художник влил изрядную порцию живописности. В его полотнах, пейзаж, очень часто, играет главенствующую роль.

Все сюжеты Генриха Семирадского, можно отнести к античному жанру. Правда, стоит отметить ряд работ евангельского направления. Во всех работах, главную роль мастер отводит пейзажу. Но его работы отличаются атмосферой действия, живости. Академические сюжеты и позы, преподносятся художником с новой точки зрения.

Европейскую славу Семирадскому принесла картина «Христос и грешница» (1872). Она имела довольно громкий успех у публики, показав все особенности его почерка: эффектность композиции, прекрасный, мастерски переданный, пейзаж и маловыразительные фигуры. Пейзаж главенствует и во многих других работах автора, таких как «Христос в доме Марфы и Марии» (1886), «Христос и самаритянка» (1890). Последняя работа является одной из самых знаменитых композиций мастера.

Кульминацией творчества художника, стала работа над полотном «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине» (1889). Известно много, самых разных оценок этой работы. Ее горячо хвалили и, так же горячо ругали. Но, в любом случае, все оценили пейзаж, написанный мастером.

Было у Семирадского и очень много других работ, которые оставили заметный след в живописи. Чего стоят росписи в Храме Христа Спасителя? К глубокому сожалению, они погибли вместе с самим храмом, но остались наброски и отклики современников. Большую художественную ценность имеют и работы, написанные по заказу Исторического музея: - «Похороны вождя руссов в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году».

Работы художника отнесены ценителями и критиками в разряд работ в жанре европейского академизма. И с этим нельзя не согласиться. Даже небольшие работы, мастер всегда посвящал античности. Именно в ней, он черпал вдохновение: академические сюжеты, позы, приемы. Но, необходимо отметить работы художника, написанные им на евангельские сюжеты. Даже в этих работах, мастер уделял огромное внимание природе. Она - его любимая натурщица.

Семирадский не только работал над картинами, он активно помогал молодым художникам, помогал им в устроении выставок. В 1902 году, Мастер умер. Его похоронили в Варшаве, но год спустя, перезахоронили в Кракове, «На Скалке», среди многих знаменитых соотечественников. Генриха Семирадского считают не только русским, но и польским художником. Такие люди, чаще всего, бывают «людьми мира».

Работы художника хранятся во многих музеях России и Польши. Много работ автор написал для театров Кракова, Львова. Исторический музей, для которого были написаны многие работы, хранит их, периодически проводя выставки. Много работ хранится в Польше, в музеях Кракова и Варшавы. Художник останется в памяти двух народов надолго.