Александр Кабанель. Придворный живописец Наполеона

Кабанель был, пожалуй, самым популярным и именитым художником эпохи Второй империи (1852−1870). Модный портретист, любимый живописец Наполеона III и других европейских правителей, он вошел в историю искусства как символ изжившей себя академической традиции, умело приспособившейся к требованиям времени. Кабанель был обладателем многих наград, членом французской Академии

Александр Кабанель (1823−1889). Ничто так точно не отражает «психологию эпохи», как массовая культура. Спустя полстолетия ее кумиры оказываются забытыми, но еще через сто лет историк находит в их творениях драгоценный материал для реконструкции умонастроений и вкусов времени. В XIX веке воплощением расхожих представлений о «высоком искусстве» стала салонная живопись, а одним из самых ярких проявлений ее во Франции - творчество Александра Кабанеля.
Кабанель был, пожалуй, самым популярным и именитым художником эпохи Второй империи (1852−1870). Модный портретист, любимый живописец Наполеона III и других европейских правителей, он вошел в историю искусства как символ изжившей себя академической традиции, умело приспособившейся к требованиям времени. Кабанель был обладателем многих наград, членом французской Академии,
профессором Школы изящных искусств, участником жюри всех выставок официального Салона. По язвительному наблюдению современника Кабанеля,' «шелковистая кожа и тонкие руки его портретов были постоянным источником восхищения для дам и раздражения для художников».
Причину громкой славы Кабанеля, довольно слабого рисовальщика и банального колориста, следует искать в той социальной реальности, которая породила подобный вид творчества. Избранный художником тип картины как нельзя более соответствовал стилю жизни и претензиям «высшего света» Второй империи. А сам характер живописи с ее гладкой красочной поверхностью, виртуозно исполненными деталями и «сладостным» колоритом импонировал и всей массе зрителей - постоянных посетителей выставок в Салоне. Говорить о Кабанеле заставляет, однако, не только его прижизненная популярность, но и живучесть того художественного явления, которое он так полно выразил. Поучительный пример Кабанеля помогает раскрыть интригующую загадку салонного искусства.
Биография художника складывалась удачно и счастливо. Родившись в 1823 году в университетском городке Монпелье на юге Франции, Кабанель воспитывался в приверженной традициям академической среде. Перевезенный в детстве в Париж, он поступил в 1840 году в Школу изящных искусств в мастерскую Франсуа Пико. В 1845 году он успешно закончил курс обучения и был удостоен Большой Римской премии за картину «Христос перед судьями». Вместе со своим другом, коллекционером и знатоком античности А. Брюа, Кабанель поселился в Риме, где окончательно оформился его стиль.
Привезенная Кабанелем из Рима картина «Смерть Моисея» была показана в Салоне 1852 года и принесла ее автору первую выставочную награду в бесконечной цепи медалей и поощрений. Выступление Кабанеля в парижском Салоне стало как бы прологом, визитной карточкой художественной жизни Второй империи. В дальнейшем художник стал поставлять ко двору Луи Наполеона Бонапарта с его блеском и роскошью, погоней за удовольствиями и полным безразличием к средствам их достижения живописную «приправу» в виде иллюстраций пикантных или драматических эпизодов истории и литературы. Многочисленные более или менее обнаженные женщины, призванные изображать в его произведениях Суламифь, Руфь, Клеопатру, Франческу да Римини или Дездемону, удручают однообразием лиц с «горящим взглядом», расширенных, обведенных тенями глаз, жеманных жестов и неестественно розовым тоном манерно изогнутых соблазнительных тел.

Свойства искусства Кабанеля импонировали вкусу высоких заказчиков. В 1855 году, помимо первой медали на Всемирной выставке 1855 года за картину «Триумф святого Людовика», Кабанель был награжден орденом Почетного легиона, в 1864 году он был произведен в офицеры, а в 1878 году - в командоры ордена. В 1863 году он был избран членом Академии на место, которое до него занимали Ж.-Л.Давид, Ж.-Ж.Лебарбье и Орас Верно. В том же 1863 году, вошедшем в историю французского искусства благодаря знаменитому «Салону отверженных», где демонстрировался «Завтрак на траве» Э. Мане, официальное положение Кабанеля как «первого живописца империи» еще более упрочилось. Наполеон III приобрел для себя две картины Кабане-ля - «Похищение нимфы» (1860, Лилль, Музей изящных искусств) и «гвоздь» официального Салона «Рождение Венеры» (1863, Париж, Лувр). Тем самым вялому и анемичному искусству Кабанеля, растаявшему, по выражению критика, «в аромате фиалок и роз», был придан статус эталона, образца господствующего вкуса и высшего достижения современной живописи.

Мифологические сцены Кабанеля, полные манерной неги, нарочитого изящества и эротической двусмысленности, воссоздают эстетический идеал эпохи, ее тяготение к «красивой жизни». Персонажи античных сюжетов Кабанеля напоминают более всего порочных и чувственных нимф Клодиона. Произведения этого французского скульптора конца XVIII века были широко известны во второй половине XIX века благодаря распространению большого количества копий с его работ и вольных интерпретаций современных скульпторов на темы Клодиона (А.Э.Карье-Беллез, Ж.Б.Клезанже).

Творчество Кабанеля было не только и не столько индивидуальным и локальным художественным явлением, сколько воплощением определенного принципа. Оно принадлежало к типу очень распространенного в XIX веке искусства, рассчитанного на средний, массовый вкус, использующего для завоевания популярности опробованные приемы. Многочисленные кумиры века, апостолы салонного классицизма А. Кабанель, В. Бугро, Ж. Эннер, П. Бодри владели всеми историческими стилями и не выработали своего собственного. Недаром современник писал об одном из этих законодателей художественной моды: «Обыкновенно все принимают его картины за копии с произведений самых различных художников… Тем не менее художник благоденствует, и самая его подражательная способность, самое отсутствие чего-либо самобытного как бы способствует его успеху». Качество гарантирующей успех приятной посредственности в полной мере отличало и работы Александра Кабанеля.

С установлением республики Кабанель не потерял своей славы. Он был буквально завален заказами, изготовляя стереотипно изящные женские портреты («Портрет Катарины Вульф», 1876, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и изображения «роковых красавиц» прошлого («Федра», Музей Монпелье). Не менее успешно выступал он и в качестве педагога, проявляя известную либеральность в отношении своих учеников, среди которых были Ж. Бастьен-Лепаж, Б. Кон-стан, Э. Моро, Ф. Кормон, А.Жервекс.

На протяжении всей своей жизни привилегированного и обласканного светом художника Кабанель оставался верен усвоенным приемам. Его произведения находятся как бы вне времени. Их гладкая эмалевидная живопись, ловко составленная композиция (компиляция из популярных образцо
в мирового искусства), тщательная проработка подробностей, аффектированный театральный жест, «однообразная красивость» лиц не предполагают никакой внутренней эволюции.

Однако, несмотря на консервативность собственного художественного метода, «не способного даже воплотить банальность его замыслов» (Ф.Базиль), Кабанель выказывал иногда определенную широту суждений. Так, уже в 1881 году он, на протяжении многих лет резко отрицательно относившийся к Э. Мане и импрессионистам, выступил в защиту представленного на выставку «Портрета Пертюизе» работы Э.Мане. «Господа, среди нас не найдется, возможно, и четырех, кто мог бы написать голову, подобную этой», - эти слова почтенного и признанного мэтра служат невольным признанием решительной победы нового направления во французском искусстве