В «газовой войне» Путин ставит шах и мат Обаме

Президент России Владимир Путин прибыл с визитом в Китай. Об этой знаковой поездке известно давно, равно как и о сделках, которые Москва и Пекин планируют заключить. Несмотря на это, официальные представители США с деланным равнодушием не комментируют встречу, и делают вид, что российско-китайские отношения для них являются вопросом второстепенной важности. На самом деле, Запад как никогда раньше следит за переговорами, поскольку благодаря новым соглашениям «Газпром» сможет выйти на новые рынки сбыта и компенсирует причиненные капризной Украиной убытки. В то же время, Россия и Китай избавятся от американской удавки, обретут твердую почву под ногами и, вероятно, приготовятся к контрнаступлению.

Российский газ - Востоку

Украинско-российский газовый конфликт может выйти на качественно новый уровень, поскольку в него окажется вовлеченным Европейский союз. Вероятность этого сценария очень высока: в ЕС под давлением США уже заявили о готовности выступить на стороне Киева, если поставки российского газа на Украину будут сокращены. Конечно, при этом Европа и сама лишится газа из России - но что поделать, желание Вашингтона для современных европейских элит - закон.
В таких условиях у России остается два варианта: первый - уговорить Европу отказаться от защиты американских интересов и занять разумную позицию; второй - найти газовые рынки, способные стать альтернативой европейскому. Очевидно, Кремль по мере возможностей займется реализацией обоих сценариев, один из которых со временем должен стать основным. Это мудрое решение - нельзя класть яйца в одну корзину.
В качестве основного варианта все чаще рассматриваются поставки российского газа на новые рынки. Это связано с непримиримой позицией США по отношению к России: Вашингтон, несмотря на абсурдность ситуации, увиливает от переговоров, и продолжает говорить на языке ультиматумов. Если деструктивная риторика Запада и дальше будет мешать поддержанию обоюдовыгодных торговых отношений, Москва будет вынуждена сократить поставки газа в Европу.
На этом фоне визит Владимира Путина в Китай представляется как зондирование почвы перед выходом российских поставщиков энергоресурсов на азиатские рынки. Во время встречи между представителями РФ и КНР планируется подписать договор о поставках «голубого топлива»: в год Москва будет продавать Пекину около 38 миллиардов кубометров газа. Эта цифра относительно невелика: для сравнения, в 2013 году только Украине «Газпром» продал 30 миллиардов кубометров газа. Однако в будущем Китай может увеличить закупки, поскольку китайские производители нуждаются в гораздо большем объеме «голубого топлива».
Вместе с контрактом о поставках газа, на переговорах будет обсуждаться вопрос о покупке Китаем российской нефти. Игорь Сечин, глава «Роснефти», прибудет в КНР в составе российской делегации. Его компания уже подготовила необходимые документы, которые будут представлены на рассмотрение китайским корпорациям CNPC и Sinopec. В частности, планируется приступить к реализации нескольких проектов в сфере нефтепереработки. Также компании из Китая получат возможность принять участие в разработке материковых и шельфовых нефтяных месторождений России.

Китай пробует выбраться из ловушки

Альтернативы для Китая практически нет: Пекин обречен покупать нефть и газ у России. Своих природных ресурсов Поднебесной не хватает, и она вынуждена искать источники роста за рубежом. Главными направлениями «энергетической экспансии» Китая являются Россия и Тихий океан: недавно в морях возле китайского побережья были обнаружены внушительные запасы полезных ископаемых. Правда, у КНР есть неурегулированные территориальные споры с соседями, из-за чего добыча ресурсов становится невозможной. Конечно, для удержания контроля над водами можно использовать силу - но это рискованный шаг, который приведет к изоляции Китая.
Намного выгоднее для КНР будет покупка газа у России. Рисковать не нужно, а объемы природных ресурсов в Сибири кажутся неисчерпаемыми. Россия, в свою очередь, тоже избавится от рисков: поставки газа в Европу затруднены в связи с конфликтом на Украине и непримиримой политикой США, намеренных расстроить отношения между Москвой и Брюсселем. В таких условиях России ничего не остается, кроме как найти более надежных партнеров, не зависящих от мнения их заокеанских «друзей».
Энергетический союз России и Китая - двух могучих держав - идет вразрез с планами Соединенных Штатов и представляет серьезную угрозу для Вашингтона. В США рассчитывали изолировать Россию, лишив ее источников дохода, и удушить Китай, перекрыв доступ ресурсов на китайский рынок. Эти меры стали бы ключевым шагом к устранению конкурентов Америки на Евразийском континенте.
Однако деструктивной политикой Вашингтон только подтолкнул своих соперников к сближению. В Соединенных Штатах надеялись, что Китай выступит против России по вопросу самоопределения Крыма, однако просчитались: уже тогда стало очевидным, что Америка не сможет превратить своего врага во временного союзника. Китай неплохо показал себя во время мартовского кризиса - взвешенные решения, сдержанность и осторожность позволили Пекину сделать правильный выбор, и тот занял сторону Москвы.
В связи с предстоящим подписанием договоров о поставках российского газа, украинские и западные СМИ начали массовую дезинформационную кампанию, призванную дискредитировать «Газпром». Злопыхатели утверждают, что Китай будет покупать «голубое топливо» с огромной скидкой. В пресс-службе «Газпрома» опровергли эту информацию и сообщили, что Поднебесной газ достанется по среднеевропейской цене 350−380 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, Россия не продается в «энергетическое рабство» Китаю, как это утверждают в Вашингтоне, а на равных сотрудничает со своими китайскими партнерами. Все честно!

В поисках новых рынков

Впрочем, в ближайшее время Россия может столкнуться на Дальнем Востоке с конкурентами, в первую очередь, с Катаром. Этот маленький эмират недавно и сам порвал с Вашингтоном, разочаровавшись в сирийской авантюре, и сейчас активно переориентируется на восток. Своей главной целью лидеры эмирата считают выход на китайский рынок, остро нуждающийся во внешних ресурсах. В ближайшее время Катар постарается закрепиться и в Юго-Восточной Азии, чей рынок газа еще свободен.
Руководство России поступило мудрым образом, начав переговоры с Китаем и опередив главных конкурентов «Газпрома». Благодаря подписанию взаимовыгодных договоров, российские поставщики энергоресурсов будут в достаточной мере защищены от посягательств со стороны на 30 лет вперед.
В будущем Россия могла бы начать освоение и других азиатских рынков. Например, отчаянно в поставках топлива нуждаются Южная Корея и Япония, которые даже по сравнению с Китаем обладают невероятно ограниченными ресурсами. Правда, для этого необходима соответствующая инфраструктура - терминалы, способные принимать газовозы, и система трубопроводов, необходимых для доставки газа потребителям.
Впрочем, для пробы достаточно и Поднебесной: если Москва отлично зарекомендует себя в отношениях с Пекином (в чем сомневаться не приходится), ее партнерами могут стать и другие государства региона. Виртуальные санкции вряд ли этому помешают: Запад боится уничтожать нефтегазовую отрасль российской экономики, так как для Европы это будет самоубийством.
В целом, США, несмотря на показушную пренебрежительность, встревожены не на шутку. Каждое действие Владимира Путина заставляет вашингтонских политиков всерьез задуматься о коренном изменении принципов политики в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона: пока что все действия, предпринятые Вашингтоном, были малоэффективны, а порой давали совершенно противоположный эффект. Сейчас, когда борьба переносится из Восточной Европы на Дальний Восток, Америка попробует новые подходы - несмотря на успехи, России нужно опасаться ловушек. Впрочем, любую американскую хитрость можно преодолеть русской непредсказуемостью, тем более Москва вооружилась еще и китайской мудростью…