Как выяснили ученые, у ранних гоминид мужская часть популяции на протяжении жизни, в основном, оставалась вблизи места своего рождения. Женские же особи, напротив, активно перемещались, пишет Nature.
Исследованию подверглись окаменелые останки представителей двух видов - Австралопитека африканского (Australopithecus africanus) и Парантропа массивного (Paranthropus robustus), первый из которых, возможно, является прямым предком человека. Возраст изученных окаменелостей составляет 1,8−2,2 млн лет. Место происхождения особей устанавливалось по содержанию стронция в их зубных тканях, а половая принадлежность - по размеру коренных зубов. Так вот, выяснилось, что 90% самцов постоянно обитали в одних и тех же местах. Тогда как больше половины самок постоянно перемещались.
В животном мире такая модель поведения известна: в частности, близкое соответствие такой модели обнаруживается в поведении шимпанзе и обезьян бонобо.
Как считают ученые, именно тот факт, что самцы предпочитали оставаться на месте, косвенным образом вынуждал самок покидать свои сообщества: ведь, в противном случае, было бы не избежать близкородственного скрещивания. При этом предполагается, что чем теснее было сотрудничество среди самцов, тем больше самок покидало группу.
В природе всегда выбирает самка: именно она решает, хочет ли она иметь детей с тем или иным самцом. Таким образом, подобное поведение оказывается совершенно логичным.
То, что в современном европейском обществе более свободными в перемещениях часто оказываются мужчины, происходит от невозможности женщин самостоятельно обеспечить себя и свое потомство в социальном и экономическом смысле. Во многих культурах Африки и Океании женщины по-прежнему остаются более мобильными, чем мужчины, поскольку они живут в относительно небольших и тесных сообществах.