Фашизм - альтернатива капитализму и коммунизму
Оценивая революцию, происшедшую в России в Октябре 1917 года, Муссолини понял, что с исчерпанием возможностей классического капитализма свободной конкуренции в мире, развязавшего мировую бойню, невозможны ни совершенствование этого капиталистического строя, ни образование всемирного союза социалистических государств на основе коммунистической революции. Единственно верным в новых исторических условиях оказывается «третий путь» - социализация жизни в пределах сложившихся национальных государств, с обузданием аппетитов правящих классов. Это - путь фашизма, превращения монополий, служивших орудием господства крупного капитала над рядовыми тружениками, в корпорации, в которых трудящиеся принимают всё возрастающее участие в управлении обществом.
Но Муссолини негативно оценил первые шаги Ленина (с которым он, по-видимому, встречался в Швейцарии). Он критиковал Россию - страну тирании, где царил жестокий режим, отсутствовала свобода слова, были запрещены забастовки. А вскоре он стал называть Ленина предателем истинно революционного пути (хотя, говорят, Лениным он втайне восхищался), всего лишь «новым изданием всероссийского самодержца, если не хуже», который «попросту обращается к народу с лозунгами и взывает к животным инстинктам». Видимо, это обусловлено национальными особенностями русских: «Только татары и монголы могли принять его программу… Русские были примитивным азиатским народом, который следовало бы штыками загнать за Уральские горы». Муссолини в это время не раз позволял себе выпады против «славяно-варваров» (но это было общим местом в речах политиков и идеологов Запада).
На самом деле Муссолини, по воспоминаниям его младшего сына Романо, относился к послеленинскому СССР с большим уважением и дома никогда не произнёс ни одного плохого слова о России. Более того, его настольной книгой была биография Ленина. Не принимал же он ленинскую Россию потому, что почувствовал в ней конкурента тому фашистскому строю, доктрина которого только начинала у него складываться. Он уже боялся коммунистической опасности, образующихся по всей Европе групп коммунистов, которыми «через группу интеллигентов» управлял Ленин с его партией.
Фашизм или ленинский коммунизм - этот выбор становился всё более актуальным для социалистов Европы. И поэтому Ленин стал для Муссолини «самим отрицанием социализма». Парадоксальным образом слова Ленина «мы пойдём другим путём» - стали в устах Муссолини олицетворением антиленинского курса.
Интересно то, что у Ленина, видимо, сохранилось приятное впечатление от встречи с Муссолини. Когда с ним встретилась делегация итальянских коммунистов, он спросил: «А где же Муссолини? Почему вы его потеряли?».
Муссолини признавал: «То, что я родился в простой семье, оказалось в моих руках козырной картой. Я человек из народа и понимаю народ, потому что я часть его… Я тоже знаю, что такое голод!».
В его детские годы еда их семьи обычно состояла из хлеба и овощей. Но и в Швейцарии, где он работал каменщиком, за гроши, по одиннадцать часов в день, питаться ему приходилось картошкой, запеченной в золе, и вечером он бросался в постель - на кучу соломы - прямо в одежде. Ненависть к богатым, наслаждающимся всеми благами жизни, когда он влачил жалкое существование, была у него в крови. И он жаждал покончить с этой несправедливостью.
Когда Муссолини вступил на политическую арену, во главе движения народных масс против существующих порядков стояли умеренные респектабельные «социалисты», не способные на решительные действия, и он даже не пытался скрывать своего презрения к ним. «Такие люди никогда не смогут устранить царящую в мире несправедливость». Они были для него «лакеями буржуазного капитализма», которых следовало бить и бить, пока «их предательство дела пролетариата» не будет разоблачено.
Когда Муссолини женился, они с женой жили в убогих комнатах. Коляска для появившейся на свет дочери Эдды стоила половину его недельной зарплаты, - и в оставшиеся дни недели они с женой питались одной капустой. Он получал мало и большую часть денег тратил на газету «Лотта ди классе» - «Классовая борьба», все четыре полосы которой писал сам. И газета вскоре стала влиятельным изданием, её часто цитировала «Аванти!» («Вперёд!») - центральный орган социалистов.
Под влиянием идей, заимствованных у разных авторов (в том числе и у русских большевиков) и плохо увязанных между собой, Муссолини постепенно приходил к убеждению, которое вскоре определит всю его последующую жизнь: существующий порядок должен быть свергнут революционной «элитой», действующей от имени народа, и этой «элитой» должен руководить он сам. Но лидеры социалистов с тревогой следили за Муссолини, который пропагандировал «железную необходимость насилия» и во главе толпы совершил марш к городской ратуше и угрожал выбросить мэра из окна, если тот не согласится снизить цены на молоко. Муссолини призвал рабочих приходить на политические митинги с оружием и агитировал не за забастовку, а за революцию. Он возглавил банду, которая в течение двухдневных беспорядков ломала кирками трамвайные линии. После триумфального выступления Муссолини на национальном съезде социалистов о нём заговорили как о «замечательном молодом человеке», которому «уготовано судьбой руководить партией», как о «выразителе чаяний съезда». И вскоре он был назначен редактором «Аванти!». При нём её тираж вырос с 28 000 почти до 100 000 экземпляров.
Положение редактора центрального органа партии дало Муссолини возможность заявить всей стране о своих планах, отнюдь не укладывающихся в рамки программы социалистической партии. «Я положил палец на пульс масс и сразу же обнаружил состояние полной дезориентированности. Общество ожидало моего появления, и мне осталось лишь дать ему возможность меня узнать с помощью моей газеты».
Ячейки фашистов возникали по всей стране, фашизм становился силой, и у него был только один вождь («дуче») - Муссолини. Новая сила готова была взять власть в стране.
В 1922 году Муссолини организовал «поход на Рим». Если бы армия выступила против фашистов, судьба Италии могла бы стать совсем иной. Но власть испугалась возможного кровопролития, и король назначил Муссолини премьер-министром.
В советских средствах массовой информации не раз поднималась тема тяжёлой жизни трудящихся в фашистской Италии.
Вот что говорится в книге Л. Белоусова:
«В середине 30-х годов фашистские профсоюзы объединяли около 4 миллионов человек, половина из которых состояла в организации «Дополаворо»… Её низовые ячейки можно было обнаружить даже в самых захолустных уголках Италии. «Дополаворо была массовой и очень популярной ассоциацией, занимавшейся организацией досуга, спортивных и культурных мероприятий… Там рабочие могли «провести вечер, найти тепло и уют, когда на дворе холодно, сыграть в карты, выпить рюмку вина», задушевно поболтать и немного расслабиться.
Членам «Дополаворо» предоставлялись многочисленные льготы, скидки на билеты в театры и кино, возможность покупки в специализированных магазинах продовольствия и товаров ширпотреба по сниженным ценам, помощь в организации летнего отдыха, туризма и экскурсий. В «Дополаворо» можно было получить денежную ссуду под льготные проценты, материальную помощь нуждающимся семьям, инвалидам и пр… Многие из тех, кто впервые находил под крышей «Дополаворо» тепло и уют или отправлялся по её путёвкам на отдых, вольно или невольно связывали полученные блага с завоеваниями «фашистской революции»".
«Всем детям, состоявшим в молодёжных фашистских организациях (а членство в них было практически поголовным), предоставлялся бесплатный месячный летний отдых. Врач обследовал каждого ребёнка и решал, что будет лучше для его здоровья: горный воздух или морские купания. После этого ребёнка отправляли в оздоровительный центр). Для детей это был месяц счастья, который они с нежной тоской вспоминали и через 60, и через 70 лет. Ничего подобного для детей до прихода к власти Муссолини не делалось. Детские оздоровительные лагери перестали действовать после его падения и смерти. В послевоенной Италии никто не позаботился сохранить их».
А вот последнее по времени свидетельство того, что сделал Муссолини для народа Италии. Корреспондент газеты «Московский комсомолец» Мария Лямина, посетившая заботливо охраняемый музей Муссолини в доме, где жил диктатор, пишет:
«Несмотря на противоречивое отношение к дуче и его политике, нельзя не признать, что Муссолини сделал для своей страны много полезного. Любой итальянец расскажет вам, что именно благодаря ему в Италии были впервые приняты декреты, по которым начали выплачивать пособия по беременности и материнству, безработице, инвалидности и старости, появились медицинские страховки и материальная поддержка многодетным семьям. Он затеял массовое строительство автомобильных и железных дорог, А РАБОЧУЮ НЕДЕЛЮ СОКРАТИЛ С 60 ДО 40 ЧАСОВ».
Да, в эпоху Муссолини в жизни трудящихся Италии появились такие блага, каких не было у них ни до его правления, ни после. Ничего подобного не было и в развитых демократических странах. Стоит ли удивляться тому, что для миллионов итальянцев первый период правления Муссолини остаётся самой светлой эпохой в истории их страны, несмотря на яростную обличительную кампанию либералов?
Когда Муссолини пришёл к власти, он практически ничего не знал о немецком национал-социализме. Во время визита в Германию он встречался со многими политиками, но никаких контактов с нацистами у него в это время не было. О «пивном путче» гитлеровцев он отозвался как о глупой выходке, появившуюся в Германии нацистскую идеологию, особенно «расовую теорию», называл бредовой. Не принимал он и гитлеровского антисемитизма. Вообще он высказывался тогда в том смысле, что немцы как были варварами во времена Тацита, так и остались ими. И нельзя допустить, чтобы эта нация убийц господствовала в Европе. Но и либеральная Веймарская республика казалась ему опасной для Италии, а потому он, как признавал сам, позднее дал несколько ценных идей и советов Гитлеру и помог нацистам оружием.
К войне в России итальянская армия, даже не имевшая зимнего обмундирования, оказалась совершенно не готова. Её боеспособность была низкой. Немцы считали её скорее гирей на ногах, чем действительным помощником в войне. Итальянские солдаты и офицеры не понимали, зачем они воюют в далёкой России, которая никогда не угрожала их Родине. Война против СССР была непопулярна в Италии. Те, кто получал похоронки из далёкой России, начинали резко критиковать политику дуче. Не прибавило популярности Муссолини и то, что под давлением немцев он вынужден был и в Италии ввести антисемитские законы. Хотя евреев в Италии не истребляли и не заключали в концентрационные лагери, однако несколько тысяч еврейских семей были высланы из страны.
Либералы во всём мире постарались, чтобы имя Муссолини было предано забвению, а если он вдруг всплывёт - пусть будет покрыто позором. Ему не могут простить противостояния либерализму вообще, концепции «прав человека», отрицающей роль государства, - в особенности. И дуче обвинили во всех смертных грехах.
Однако идеи корпоративного и тоталитарного государства, впервые высказанные Муссолини, вовсе не стали только достоянием истории. Ещё при жизни дуче они были взяты на вооружение в ряде стран Старого и Нового Света. Более того, они наложили свой отпечаток почти на всю политическую историю XX века. А некоторые исследователи и политики полагают, что именно они будут определять ход мирового развития и в наступившем XXI столетии.