Ахмад Шах Масуд - моджахед, провоевавший четверть века.
Высокое понятие исламской религии «моджахед» - «борец за веру» - усилиями некоторых предвзятых СМИ стало нести в себе отрицательный оттенок, накрепко увязанный со штампами «исламский терроризм», «исламский радикализм»
Однако, сами мусульмане должны уметь различать и объяснять другим, что понятия «моджахед», «джихад» и «шахид» вовсе не имеют отношения к подрывам мирных людей и другим терактам. Этим понятиям следует давать иные названия.
Арабы считают некорректным всех подряд называть моджахедами и используют для террористов иные обозначения. Поэтому и нам нелишне будет показать, какими бывают настоящие моджахеды, не те, которые сами себя так называют, а истинные борцы за веру, родину, свободу, независимость.
Как нам кажется, наиболее подходящим для описания подлинного моджахеда подошёл бы легендарный афганский генерал Ахмад Шах Масуд. Даже враги были о нём высокого мнения, не говоря уже о соратниках и братьях по оружию. «Самый авторитетный полевой командир. Коварный, жестокий и бескомпромиссный противник», - говорилось о нём в секретном донесении ГРУ. Знамя оппозиции - это тоже Ахмад Шах Масуд. Без малого четверть века этот человек не выпускал из рук оружия, защищая свою родину от врагов. Его мечтой были не война, а мир и процветание Афганистана. Ради этого он и воевал.
Молодой интеллигент, веривший, что власть принадлежит только народу, Масуд был одним из наиболее выдающихся командиров и харизматических вождей. Прозванный «панджшерским львом», он всегда ускользал от противников, заводя их в тупик. Советские генералы называли его «непобедимым» и «мастером партизанской войны».
В 1975 году, во время мятежа в долине Панджшера - первого вооружённого выступления исламской оппозиции в Афганистане, он получает прозвище «Масуд», что значит «счастливый».
Ислам для него был не средством идеологического оправдания войны, а основой нравственного и духовного самосовершенствования. Свою многострадальную родину Ахмад Шах Масуд защищал так, как ему подсказывала совесть. Он никогда не прибегал к жестокому террору, не использовал предательство в качестве средств достижения намеченных целей. Это был человек высокой чести и чистой морали.
В чём же был секрет военной и политической харизмы Ахмад Шаха Масуда?
Несомненно, главным его оружием являлся личный авторитет, основанный на патриотизме, силе убеждения и вере в справедливость совершаемых им дел. По этим качествам Ахмада Шаха Масуда можно было считать истинным образцовым моджахедом - воином и защитником интересов и традиций своей страны. Когда гибнут такие люди, даже враги преклоняются перед их героизмом, отдавая дань уважения с выполнением всех необходимых воинских почестей.
Биография.
Герой своего времени, он родился в 1953 году в таджикском кишлаке Джагалак к северу от Кабула в семье полковника королевской полиции Доста Мохамеда Хана, учился во французском лицее «Истикляль» в Кабуле. Когда возникла необходимость, то вместо заветной мечты стать инженером-строителем Масуд стал безупречным воином-моджахедом.
После даудского переворота, который Масуд назвал «коммунистическим», он примкнул к рядам борцов за веру и начал борьбу против режима Дауда. Назначая коммунистов на высокие должности, Дауд начал преследовать мусульман. Организация «Мусульманская молодёжь» составила план свержения режима, однако это стало известно, что привело к задержанию некоторых активистов, и Масуд был вынужден скрыться.
В 1974 году была предпринята повторная попытка переворота. Масуд тогда частично победил, но только в Панджшере, однако вскоре потерпел поражение. С 1974 по 1978 год, находясь в Пакистане, Масуд продолжал борьбу против режима Дауда. В 1978 году, после коммунистического переворота Тараки, коммунисты действительно пришли к власти, Масуд возглавил вооружённое антикоммунистическое восстание.
В 1979 году в Афганистан вторгся «ограниченный контингент» СССР, что послужило началом антисоветского сопротивления. Сражаясь против советских войск, Масуд в качестве своей базы выбрал Панджшер. Во время антисоветского сопротивления Масуд получил всемирную известность, его узнали как отважного полководца. Масудом за период борьбы была основана «Теория партизанской войны». Тактика и стратегия боевых действий Ахмада Шаха Масуда являлись очень эффективным сочетанием традиционных афганских методов вооружённой борьбы и методов партизанской борьбы, которые он почерпнул из трудов Мао Цзэдуна и Че Гевары.
Ахмад Шах Масуд в 1988 году женился на дочери своего ближайшего помощника Таджоддина, которого моджахеды звали: «дядя Таджоддин». С того дня, как Масуд начал борьбу против коммунистического режима с Панджшера, дядя Таджоддин был вместе с ним, он считался и считается самым верным и близким Масуду человеком, получившим прозвище «тень Масуда». Супружеская жизнь Масуда увенчалась рождением шестерых детей, старший - сын Ахмад, остальные - дочери.
После выхода советских войск из Афганистана и падения режима Наджибуллы, с созданием первого исламского государства Афганистана в 1992 году, Масуд стал министром обороны.
С 1992 по 1996 год Масуд вёл войну с различными группировками, преследовавшими разные цели, в частности, с отрядами Хекматияра. Потом и другие силы, вначале считавшимися верными Масуду, примкнули к Хекматияру, в результате чего военные действия расширились.
В 1994 году на военно-политической сцене страны появились талибы, громко заявившие о своём появлении. Вначале они принялись зачищать разные города от присутствия противников центральной власти, поэтому особого сопротивления со стороны власти не почувствовали.
В 1996 году Кабул был сдан талибам без боя. Отказавшись от боевых действий в городе, Масуд вернулся на свою родную базу в Гиндукоше и принялся перегруппировкой своих частей. Для него вернулись трудные времена, почти все соратники его оставили. Масуд с отходом от Кабула основал новую теорию защиты Афганистана: «Сопротивление внутри, давление извне».
9 сентября 2001 года, за два дня до атаки на Всемирный Торговый Центр, Масуд был убит в афганской провинции Такхар. Убийцами, как предполагается, были агенты «Аль-Каиды» - они выдали себя за журналистов; в их видеокамерах была спрятана взрывчатка.
Масуд как политик.
Масуд был сторонником многополярного мира. После распада СССР однажды среди своих подчинённых командиров сказал: «Однополярный мир невыгоден ни Афганистану, ни миру». Он уже тогда спрогнозировал появление трения и конфронтации между Западом и Востоком (особенно между США и исламским миром). Новую политику и новый порядок, выбранные США, он назвал «высокомерием и попыткой диктовать миру свой порядок», в этой связи он однажды сказал: «История показывает, что мир однополярным не будет».
Масуд всегда думал о добрососедских и взаимовыгодных отношениях с соседями Афганистана, был убеждённым сторонником мирного решения разногласий и проблем с Пакистаном.
В последние дни жизни он предпринял шаги, которые должен был сделать давно. Например, поездка в Европу (западные политики были очарованы его умом, харизмой, исходившей от него энергией), образование политического фронта за рубежом, образование единого военного и политического фронта внутри - «Объединённый фронт».
Как истинный правоверный мусульманин, осуществляющий внутренний джихад (духовное совершенствование), Масуд, в отличие от необразованных фанатиков, не боялся культурных искушений неисламских цивилизаций, а брал в них всё лучшее.
О силе личности генерала Ахмада Шаха Масуда, широте его души, стойкости его убеждений говорит и тот факт, что в его личной охране были даже прежние его враги, в том числе и военнопленные из советского воинского контингента (рядовой Николай Быстров - Исламутдин). Он верил тем, кто хотел быть рядом с ним. А потому у Масуда не было необходимости «вязать», как это принято у террористов и бандитов, личную преданность к себе кровью невинных жертв. Масуд отпускал домой из своих добровольческих формирований каждого, кто желал этого. Он побеждал врагов в открытом бою, и не только силой оружия, талантом военного руководителя, но и силой духа. Однако, как и всякий честный и порядочный человек, Ахмад Шах Масуд оказался бессилен против коварного удара в спину…
Ахмад Шах был категорически против военного присутствия иностранных войск в своей стране. Возможно, это стало одной из причин его гибели. Только отряды «Панджшерского льва» могли противостоять мракобесию талибов.
«Масуд, национальный герой Афганистана, является одним из наиболее ярких и блестящих лидеров сопротивления и священной войны», - заявил, выступая на митинге на Национальном стадионе в Кабуле, действующий президент страны Хамид Карзай.
Характер.
С друзьями Ахмад Шах имел добрые отношения, однако не забывал любое неуважение к себе. С публикой в общении был прост и открыт, но на людях предпочитал появляться редко, с врагами обращался хорошо, не убивал пленных, но не щадил предателей и шпионов.
Имел большое терпение, в этой связи говорил, если случается что-то, что выводит из себя, надо постараться успокоиться и сказать себе: «Я смогу и должен терпеть» - таким образом, он считал, что можно тренировать в себе терпение.
В трудностях был спокоен. Был отважен и любил отважных, талантливых, инициативных людей. Неграмотность считал недостатком, всем советовал учиться, был любознателен, любил слушать знатоков и учёных, не уставал задавать вопросы. Был мыслящим человеком, ничего не пропускал, не любил преувеличения и суеверий, и обладателей таких черт характера всегда ставил в неловкое положение.
Он был способен расположить к себе собеседника. В любом обществе его присутствие сразу чувствовалось, при этом с ним общалось легко и без всякого дискомфорта. Не любил протокольность в общении, ценил воспитанность в любом обществе, будь то городское или провинциальное, соблюдал правила поведения.
Любил читать, всегда при себе имел книгу, часто забывал свою паколь (знаменитый его головной убор), часы и прочие вещи, но никогда - книгу. Не расставался с книгой великого исламского учёного имама аль-Газали. Он говорил, что любит стихи Хафиза. «Я всегда читал их. Они меняют и вдохновляют меня», - говорил он.
Ахмад Шах любил физкультуру и сам был спортсменом, занимался боксом, таэквандо, футболом, волейболом, плаванием. Хотя очень любил плавать, стеснялся раздеваться в присутствии посторонних, а когда стеснялся, невольно улыбался и морщины на его лбу становились заметными. Свободно владел дари, пушту и французским.
Любил вкусную еду, но ел мало. Из еды любил шурбу (суп по-афгански) и шашлыки, из фруктов ел всё, но особенно любил яблоки и груши. Предпочитал зеленый чай, он его называл мужским чаем, ещё любил пить шурчай (на Кавказе его называют калмыкским чаем).
Одеваться предпочитал в светлые цвета, особенно кремовые и светло-синие тона. Всегда, где бы ни находился, уделял особое внимание чистоте. Внешне был симпатичным, имел средний рост, близкий к высокому, густые и слегка длинноватые волосы, орлиный нос, костлявое лицо, белую кожу, мускулистое тело.
О характере Масуда красноречиво говорит небольшой эпизод из его жизни. Скрытая камера некоего иностранного журналиста запечатлела кадр: Ахмад Шах Масуд, увидев как какой-то мужчина на улице совершенно чудовищным образом избивает своих жён, и мгновенно оказавшись рядом, дал ему громкую затрещину. Тот воскликнул:
- Это мои жёны! - на что Масуд ответил:
- Они твои жёны, но они также мои сёстры и создания Аллаха и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) будет против тебя, если не исправишься!
Каким он видел будущее.
Контролируемые им территории по сей день остаются для Афганистана, охваченного средневековой дикостью, маленьким островком света. Будущее своей страны Ахмад Шах Масуд видел в просвещении народа. Наглядно это подтверждает и тот факт, что все дети, мальчики и девочки, проживающие в Панджшерском ущелье, обязаны посещать школу под строгим контролем.
Достаточно одного неуважительного пропуска занятий, и их родителям грозит серьёзное наказание. Если элита, разделяющая прокоммунистическую идеологию, ныне в основном сконцентрирована в Москве, то все остальные образованные люди и интеллигенция, бежавшие от произвола талибов, находится в Панджшерском ущелье. С Масудом Афганистан связывал своё будущее. Теперь «Панджшерский лев» мёртв. Но даже мёртвым он остаётся страшен для врагов. В совершенно безнадёжной для страны ситуации он отстоял её жизнеспособность и возможность идти по альтернативному пути развития. Поэтому для афганцев имя Масуда будет оставаться не только легендой, но и символом сопротивления.