Протоиерей Максим Козлов: «Соцсети - это бросание слов в бездонный колодец»
В конце марта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к Великому посту. Помимо традиционных ограничений в пище и развлечениях, около 13% опрошенных, имеющих доступ к интернету, заявили, что ограничат пользование Всемирной паутиной и, особенно, социальными сетями.
«Хотя бы в пост постараюсь меньше болтаться в соцсетях и бестолково ставить «лайки», - комментирует свои намерения один из участников опроса. В Русской православной церкви эта позиция всецело одобряется и поддерживается. Так, глава Отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин еще накануне Великого поста предложил соблюдать строгость и в информационном плане. А первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов лично удалил аккаунт в самой популярной сети Facebook, приняв решение не возвращаться больше в соцсети. «Культура» расспросила отца Максима об «информационном посте».
культура: Почему Вы считаете, что христианину стоит ограничивать свое пребывание в социальных сетях?
Отец Максим: Для начала я хотел бы напомнить известные слова преподобного Максима Исповедника о том, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. В полной мере это относится и к социальным сетям. Конечно, нам могут привести немало примеров - как благодаря соцсетям собираются деньги на лечение тяжело больного ребенка, помогают людям, пострадавшим от произвола чиновников, как давно потерявшиеся родственники находят друг друга, и тому подобное. Конечно, есть и такие примеры. Наверняка бывало, что автомат Калашникова использовался для фейерверков в детском саду, а не по основному назначению.
Но большинство людей, склонных Великим постом отказаться от тех же социальных сетей, отлично понимают, что находят там вовсе не пользу и душеполезное чтение. И что каждая очередная их запись наполнена не столько любовью к ближнему, сколько выставлением собственной жизни напоказ и гонкой за излишней, отягощающей сознание и разум, но при этом совершенно бесполезной информацией. Причем не обязательно греховной (понятно, что в интернете есть и такие вещи, которые не стоит смотреть не только постом), но именно бесполезной - ведь информационный понос из социальных сетей заполняет не только разум, но и души людей. И во время Великого поста, когда мы стремимся к чистоте и немногословию, этому потоку разумно поставить предел.
культура: А какие мотивы побуждают людей значительную часть своего не только свободного, но и рабочего времени проводить в соцсетях? Быть может, Вы сталкивались на исповеди с теми, кто понимает, что именно это - их главная страсть?
Отец Максим: Ну, главная - не главная, но как существенная проблема в духовной жизни человека - безусловно. Последнее я в своей пастырской деятельности встречал не раз. Одним из побуждений к такому времяпрепровождению (и этим оно особенно опасно) является иллюзия создать себе «другую жизнь». Не ту, в которой я живу реально, но которую я «создаю» собственной волей. Захочу - найду себе нового «друга», захочу - вычеркну его. Могу казаться смелым, хотя на самом деле трус, казаться нежным, хотя на самом деле хам, умным, хотя просто научился «копипастить». Могу сделать многое из того, что в реальной жизни разыграть нельзя (ведь поэтому и появилась знаменитая евангельская фраза «нет пророка в своем отечестве»). Именно создание иллюзии, комфортного самоощущения и есть один из самых притягательных соблазнов соцсетей.
культура: Как проще избавиться от этой страсти? Если уж таковая появилась, может, появились и особые методы борьбы с ней?
Отец Максим: Здесь нет ничего нового, еще Аристотель учил принципу «ничего слишком». Надо жестко контролировать или, выражаясь интернет-языком, «модерировать» собственное присутствие в социальных сетях. По времени и по сути (жестко отсекать пустой треп и контакты, не связанные с профессиональными интересами и реальной пользой другим людям). И обязательно время от времени проверять, что же в итоге получается из моего присутствия в соцсетях? И если из этого не выходит никакого блага, то нужно научиться говорить себе «стоп!».
Конечно, было бы прекрасно, как об этом недавно сказал отец Всеволод Чаплин, заменить виртуальное общение чтением литературы. И здесь, кстати, вполне можно провести аналогию с курильщиками, которые перед тем, как окончательно бросить свою пагубную привычку, для начала заменяют настоящие сигареты электронными. И если уж многие из нас совсем разучились читать бумажные книги, то вполне можно купить «ридер» и читать на нем ту же классическую литературу: ощущения остаются прежними - пальцы водят по сенсорной панели, глаза смотрят в электронный экран, но содержание - совсем иное, положительное.
культура: Что побудило лично Вас покинуть Facebook? Ваша страничка была весьма популярна…
Отец Максим: То, что когда-то начиналось как интересное общение между единомышленниками, постепенно превратилось в бросание слов в бездонный колодец. И именно поэтому я принял решение больше не тратить на это время и душевные силы и уже не возвращаться ни в какие социальные сети