Троллейбус номер 15, в котором находилось 92 пассажира, громыхая шёл привычным маршрутом по песчаной дамбе Ереванского озера, за окнами висел мокрый сентябрьский день… Кто говорил, что у водителя случился сердечный приступ, кто вспоминал, что какой-то раздраженный пассажир затеял с ним свару, кто теперь узнает? Но троллейбус сорвался с моста и камнем ушел в воду…
Он с братом Камо бежал кросс с рюкзаком за плечами. Видел сорвавшийся с дамбы и зависший в воздухе над серым озером красный троллейбус - и через секунду круги на воде, сомкнувшейся над ещё живыми людьми. 15 минут - максимум, что они там продержатся: это было понятно с начала… Троллейбус быстро погружался в мутную воду, его уже отнесло от дамбы метров на 25, и он продолжал погружаться. Глубина была метров десять. Он бежал туда, сбросив ранец, срывая на бегу одежду. Не останавливаясь, он бросился в воду. Ничего не было видно: вода в озере была мутная. К тому же троллейбус поднял со дна густую тучу ила. Он нащупал нижнюю перекладину лестницы, что ведет на крышу, ухватился за нее обеими руками; ударил в стекло ногами и проник в троллейбус. Сразу же нащупал чье-то тело и с силой рванул его на себя. В это мгновение он понял, что перед погружением допустил оплошность: нужно было выполнить гипервентиляцию - несколько глубоких вдохов. Он знал, что после гипервентиляции может продержаться под водой более четырех минут. Конечно, со свежими силами. Сейчас же ему оставалось держаться только на сверх усилии. Удушье становилось нестерпимым. Когда он выплыл, брат его был уже на берегу. Оценив обстановку внизу, он понял, что спасать людей придется ему одному. Там на дне видимость была нулевая поэтому работать приходилось на ощупь, обхвативши руками человека, плыл с ним на вверх .Один раз вынырнув он увидел подушку от сидения, он смотрел на нее и понимал что цена этой ошибки - чья то жизнь .Эта подушка потом не раз снилась ему ночами .Все тело его было изранено осколками разбитого стекла. Двадцать минут в ледяной воде. Двадцать спасенных. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше, но не всех удалось вернуть к жизни. Последнего из спасенных он поднял, уже потеряв сознание. Когда привезли акваланги, в них не оказалось воздуха. Он уверен: если бы не пустые баллоны, он спас бы всех. Сегодня эксперты говорят, что он был единственным человеком в мире, который смог совершить такое.
Такой подвиг обошелся ему крайне тяжелым двухстороннем воспалением легких и общим заражением крови, ведь в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Врачам с большим трудом удалось сохранить ему жизнь.
Его имя Шаварш Карапетян - Заслуженный мастер спорта, 7-кратный чемпион СССР по подводному плаванию, 15-кратный обладатель Кубка СССР, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, лучший подводный пловец планеты.

Как его отблагодарили

Рассказывает Геннадий Бочаров, публицист:
Что я только не делал, чтобы Шаваршу дали Героя! После публикации статьи о подвиге Шаварша письма в редакцию приходили мешками. Это был просто шквал! Коллективные письма с заводов, с атомоходов, отовсюду. Обещали, что его сделают министром спорта. А вместо этого его назначили директором юношеской школы. Генеральный директор ЮНЕСКО в Париже вручил Шаваршу специальный наградной знак. Потом об этом подвиге было даже сказано с трибуны ООН. Я в третий раз прилетел в Ереван и разговаривал с первым секретарем ЦК партии Армении. Опять обещали… И в этот момент происходит странная вещь. Шаваршу дают орден «Знак почета». А по закону СССР, если дают хоть какую-то награду, то потом в течение пяти лет награждать не имели права! Мы письменно обращались к Брежневу. Трижды выступали по ТВ. Сейчас я понимаю, чего они боялись. Они понимали, что награда Шаварша соскоблит блеск с их звезд

В тот день был похоронен пловец, но родился настоящий победитель - награду которому вручит сам Господь