Каламбуры и гетерограммы

Ты грустно восклицаешь:
«Та ли я?»
В сто сантиметров
моя талия.

Именно так, обыгрывая строгие буквы и звуки, писал в прошлом веке известный поэт-сатирик, «король рифм» Дмитрий Минаев.
Если подбирать слова, совпадающие по произношению и одинаковые по написанию, но совсем различные по смыслу, получаются рифмы - каламбурные (от франц. са1етЬоиг - игра слов). Любая же шутка (не обязательно рифмованная), основанная на подобной игре слов, называется просто каламбуром. В качестве примера каламбура достаточно вспомнить хорошо известную в прошлом веке остроту:

Когда часовой бывает цветком? -
Когда он бывает не за будкою.

История русской литературы дарит нам немало забавных каламбурных перлов, вышедших из-под пера как признанных мастеров слова, так и менее известных. В начале XIX века Г. Державин посвятил эти строчки Багратиону. В них он остроумно разлагает на значащие части имена двух великих полководцев:

На Багратиона

О, как велик, велик На-поле-он!
Он хитр, и быстр, и тверд во брани;
Но дрогнул, как к нему простер в бой длани
С штыком Бог-рати-он.

Аналогичная игра слов обыграна в фольклорном каламбу- ре, появившемся в прошлом веке и до сих пор «гуляющем» в народе:

Наполеон стоял и думал:
ко злу дорога широка,
На поле он стоял и думал:
козлу дорога широка.

В романе Горького «Жизнь Клима Самгина» юный герой обращается к жестоко высеченному недавно мальчику и, протягивая ему на ладони какую-то безобидную букашку, двусмысленно говорит:
«Насекомое, имея в виду: «На, секомое!
Олжас Сулейменов, казахский поэт и писатель, остроумно разделил слово Азия в заглавии своей книги «Аз и я». Еще один шутливый пример, вошедший в поэтические словари как образец каламбурных рифм, принадлежит Эмилю Кроткому:

Он скажет «за»
И кается…
Он постоянно
За-и кается!

Итак, оба прочтения выделенных слов отличаются интонацией и расстановкой пробелов между словами.
Слово требует точного звучания, иначе забавы с ним могут привести к трагическим последствиям. Так, в своем известном послании к Титу апостол Павел писал:

Haereticum devita!
Еретика избегай!

(в Новом Завете соответственно говорится: «Еретика… отвращайся). Тем не менее на Трирском синоде эту фразу прочитали так:

Haereticum de vita!
Еретика лишай жизни!

Отсюда, говорят, начались сожжения еретиков. Вот вам и игра слов!
Особенно яркое впечатление производит полное, и не обязательно шутливое, переразложение всей строки. Составленные из попарно совпадающих по буквенному составу строчек Е; фразы, стихи и так далее называются гетерограммами.
Точнее, гетерограмма (в переводе с греческого буквально означает «другая запись»), или равнобуквень - это всякий текст, составленный из групп строк с одинаковыми последовательностями букв, но с различной расстановкой пробелов.
Приведу характерный и поэтичный пример признанного мастера гетерограммы Дмитрия Авалиани:

По этапу тьмой
Поэта путь мой…

А вот еще один пример, небрежно оброненный изощренным пером Владимира Набокова в его знаменитом романе «Лолита»: «В первом же мотеле, который я посетил… я нашел, среди дюжины явно человеческих адресов, следующую мерзость:

Адам Н. Епилинтпер, Есноп, Иллиной.
Мой острый глаз немедленно разбил это на две хамских фразы, утвердительную и вопросительную"
(Адам не пил. Интересно, пил ли Ной?).

Любопытно, что основой удачной гетерограммы может стать даже одно слово. Посмотрите, например, сколько скрытого драматизма заключено в заурядном слове международная, рассеченном на осмысленные части: Между нар одна я…. В следующих примерах второе прочтение иногда не записывается, а лишь подразумевается:

Гали мать я.

Спят или спятили?

О, бор! О, тень!.. - Оборотень!

Хобби Тани я*.

О, строг острог!

Бога тень кому? - Богатенькому!
' •
Спасибо, спас ибо.

А скорби новая (кислота).

О, тыщи отыщи!

Я с нею яснею!

Ползу… Ба! Ползуба!

Из таких двузначных слов-гетерограмм можно составлять целые произведения:

Убогая, у бога я,
Товарищу товар ищу,
Несу разное, несуразное…

А вот какую многозначительную мини-поэму составила поэт и критик Т. Михайловская, всего лишь расставляя пробелы в одном-единственном слове «дамы»:

Да, мы - дамы. Да? Мы?

Но, конечно, наиболее сложны и многочисленны парнострочные гетерограммы, многие из которых по-настоящему красивы и афористичны, а порой и забавны.

Не бомжи, вы,
небом живы.

В небе тона, и в небе резон.
вне бетона и вне берез он.

В ораве не рыцарство -
вора, Венеры царство.

Адрес публики -
ад республики.

Истиной мыслились
и с тиной мы слились.

Все - поза, быть может?
Все позабыть, может?

•• Или меч, ты, гул ли, вера,
или мечты Гулливера?
••
Ножа жду, участи я,
но жажду участия!
••
Сталина летчики
стали налетчики,
••
Нова дверь,
но в ад верь!
• • •

Не в рупор хающий -
не вру порхающий.

О, бога тишь - -
обогатишь?

Миру влечений -
мир увлечений!

Не грусти, Рая,
негру стирая!

Нам быт - удавка, нары.
Нам бы туда, в Канары!

О, славы стрелы -
осла выстрелы!
••
Музыка - приз,
музы каприз,

Во, дочка,
водочка!

Искупил зла толику я и скупил злато, ликуя

Сало ныне в моде,
салоны не в моде.

Я снова*мадам!
Ясно вам, Адам?

Небеса ликуют-
не беса ли куют?

У сына колки
усы, наколки.

Или порт, янки,
или - портянки.

Во ржи ветры да я…
Вор живет, рыдая.

Небо, дайся,
не бодайся!