Йонге Мингьюр Ринпоче - самый счастливый человек на земле.
Исследование воздействия медитации на человеческий мозг показало, что во время сеанса медитации у испытуемого нейронная активность в зоне мозга, связанной с ощущением счастья, увеличилась на 700%! Этим испытуемым был буддистский Лама Йонге Мингьюр Ринпоче. Исследование проводились в Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга Университета Висконсина. Издание «Time» «National Geografic» назвали Ринпоче «самым счастливым человеком на земле!»
«Скажите, Ринпоче, нужно ли медитировать на денежный поток, чтобы стать богатым?» - по-русски спрашивает юноша, пробившийся к микрофону. Зал замирает. Молодой лама на сцене внимательно слушает переводчика и затем заливается смехом: «Нет-нет, зачем же! Лучше повторяйте мантру: All money coming home». (Для знающих - это намек на одну из главных мантр тибетского буддизма Om mani padme hum.) И он снова смеется. А потом продолжает уже совершенно серьезно: «Подлинная медитация не предполагает достижения сиюминутных материальных благ, но может дать нечто большее - ощущение внутренней радости и подлинной свободы.»
Psychologies: Журнал Time назвал вас «самым счастливым человеком в мире». Поэтому прежде всего с вами хочется говорить о счастье.
Йонге Мингьюр Ринпоче: Отлично, я очень рад! (Смеется.) В обыденном понимании счастье довольно материально и часто зависит от других людей, обстоятельств… А что имеете в виду вы, когда говорите о нем?
Для меня счастье - это состояние ума. Радостное, уверенное, открытое. Умиротворенное, свободное, существующее в нас вне зависимости от обстоятельств. Если наше счастье зависит от внешнего, то тогда оно, как фондовый рынок, будет постоянно колебаться, а мы - периодически оказываться в глубоком кризисе. По-моему, секрет счастья в том, что оно уже присутствует в нас, прямо сейчас.
В буддизме мы говорим о том, что счастье заложено в природе любого человека - независимо от того, как он себя ощущает в данный момент. У нас есть ясность, мудрость, радость - уже сейчас, в эту самую минуту. И единственная причина, по которой мы можем о них не догадываться, - это то, что в буддизме называется «пеленой омрачений». Она не дает нам разглядеть в себе свое счастье, так же как туман скрывает горное озеро.
У людей есть такая особенность: предположим, у вас есть десять качеств, из которых девять - хорошие, а одно - плохое. На чем мы сконцентрируемся в первую очередь? Скорее всего, на плохом. Оно будет не давать нам покоя, мы будем думать о нем постоянно, переживать, испытывать вину. В Тибете любят такую метафору: если нищему подарят пригоршню алмазов, а он никогда не видел алмазов, не знает, что это, какова их ценность, он и дальше будет жить в нищете, а алмазы в лучшем случае кинет куда-нибудь в угол своей лачуги.