Однажды Му Да и Мэн Да пришли к Учителю, и Му Да сказал:
«Учитель, вчера мы с Мэн Да ловили рыбу на берегу реки Сян, и вдруг услышали странные звуки. Мы обернулись и увидели животное - у него была огромная голова с небольшими ветвистыми рогами, длинное тело и короткие ноги. Оно тонко поскуливало и смотрело на нас большими глазами, а из глаз текли слезы. Мэн Да крикнул, и животное скрылось в зарослях тростника. Я считаю, что это был цилинь, а Мэн Да говорит, что это был сыбусян. Рассудите нас, о Учитель!»
Учитель спросил: «А велико ли было животное?»
«Оно было размером с лошадь, но высотой с собаку!» - ответил Мэн Да.
«Уху! - воскликнул Учитель с тревогой. - Это был зверь пицзеци. Его появление в мире всегда предвещает наступление суровой эпохи Куй. А столь большие пицзеци приходят лишь накануне самых ужасных потрясений!»
***
Однажды Мэн Да встретил Учителя на берегу реки Сян. Учитель был погружен в молчание.
Мэн Да спросил его об этом.
Учитель отвечал, что размышляет об эпохе Куй.
Мэн Да попросил объяснить.
«Страшно! Страшно!» - ответил Учитель.
Однажды Му Да увидел человека, который уединенно ел. Впоследствии он спросил Учителя, что тот думает о подобном поступке.
Учитель сказал: «Этот человек не имеет представлений ни о морали, ни об установлениях. Его поведение достойно презрения и жалости. Он не поделился пищей ни с теми, кто выше его, ни с теми, кто ниже. Трапеза не пойдет ему впрок. Рис, который он проглотил, будет извергнут из него непереваренным».
«О Учитель! - в великом сомнении вскричал Му Да. - А если рис, который он проглотил, все же окажется извергнут из него вполне переваренным, что тогда?»
Учитель ничего не ответил, но посмотрел на Му Да с печалью.
***
Конфуций говорил: «Стоит фениксу хотя бы кончиком лапы увязнуть в болоте - и весь он полностью пропадает в зловонной тине быстрее, чем варится просяная каша».
***
Учитель сказал: «Всякий феникс славит ветви того утуна, на коем свил гнездо».
***
Учитель сказал: «Не пошутишь - и не весело».
Учитель сказал: «Благородный муж думает о морали и долге, а мелкий человек - о вещах и удобствах. Поэтому благородный муж имеет единочаятелей, а мелкий человек имеет роскошь».
Му Да спросил: «Можно ли думать о морали и долге, но иметь роскошь?»
Учитель ответил: «Иногда так случается».
Му Да еще спросил: «Можно ли думать о вещах и удобствах, но иметь единочаятелей?»
Учитель ответил: «Никоим образом нельзя»
***
Му Да пришел к Учителю и сказал: «О Учитель! Вчера я разжег костер, чтобы приготовить выловленную в ручье рыбу. Ветер занес в пламя пучок травы. Я случайно вдохнул ее дым, и сознание мое расширилось, я увидел огромных розовых животных с ушами, как княжеские опахала, и людей с четырьмя глазами и языком на лбу. Можно ли, вдыхая дым травы, познать мир?»
Учитель долго молчал, а затем выпучил глаза и крикнул: «Уху! Так познать мир нельзя! Уходи!»
***
Учитель сказал, что тот, кто сохраняет свое достоинство, нарушая ритуал и поступая против справедливости - тот недостойнее последнего варвара.
***
Мэн Да спросил Учителя, можно ли в ночное время суток составить далеко идущие замыслы или хотя бы приблизиться к постижению главного. Конфуций отвечал: «Уху! Глупец! Благородный муж ночью спит!»